Вчера на своем заседании, посвященном обсуждению
Концепции развития России до 2020 года (ее в итоге одобрили) и основным направлениям работы кабинета министров до 2012 года, правительство объявило о новой радикальной пенсионной реформе, предполагающей
повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Единый социальный налог, ставка которого составляет сегодня 26%, с 1 января 2010 года превратится в страховые взносы. Они в общей сумме составят 34%. Базовая, накопительная и страховая части пенсии будут вновь объединены. Новая система распространится на все отрасли, однако налоговая нагрузка распределится неравномерно - по определению она в наибольшей степени затронет те предприятия и организации, в которых наибольшая доля затрат падает на оплату труда. Речь идет, в частности, о здравоохранении, образовании, науке, информационных технологиях и медиаиндустрии.
Правительство пытается успокоить бизнес, обещая «механизмы, которые позволят избежать роста общеналоговой нагрузки», и обнадежить пенсионеров - обещая не повышать пенсионный возраст и значительно повысить пенсии.
Владимир Путин сам постарался объяснить, что, собственно, придумало правительство, чтобы покрыть усугубляющийся с каждым годом дефицит пенсионного фонда. Итак, предлагается с 1 января 2010 года отменить ЕСН (сегодня взимающийся по регрессивной шкале: 26% при зарплате до 280 тысяч рублей в год, 10% до 600 тысяч и свыше 600 тысяч-- 2%). Вместо него вводится фиксированный страховой взнос в размере 34% (при заработной плате до 415 тысяч рублей в год, после этой планки никакие взносы взиматься не будут, однако сама планка будет расти по мере роста зарплат в стране). Из них 26% работодатель будет платить за своего работника в пенсионный фонд, 5,1% (на 2% больше, чем сейчас) - в фонд обязательного медицинского страхования, оставшиеся 2,9% - в фонд социального страхования. Благодаря этой мере уже к концу 2010 года, как планирует правительство, доходы пенсионного фонда возрастут почти вдвое, покрыв дефицит. Как заявила глава Минсоцздравразвития Татьяна Голикова, с 2,2 трлн рублей в текущем году до 4 трлн в 2010-м.
По словам премьер-министра Путина, "с учетом взносов на медицинское и социальное страхование общий размер тарифа не превысит 34% от фонда оплаты труда". "То есть люди, которые получают большие заработные платы, сверх этой суммы уплачивать страховые взносы не будут. Но и пенсионные права на эти суммы тоже формироваться не будут", - объяснил премьер. "Мы специально пошли на это для того, чтобы люди с небольшими и средними доходами не оплачивали будущие пенсии тех, кто получает большой заработок", - добавил г-н Путин.
"Предвижу реакцию делового сообщества", - сказал Владимир Путин, отметив, что нужно учитывать, в каких условиях было принято это решение, - а именно в условиях международного финансового кризиса. Он сообщил, что на новые принципы уплаты страховых взносов будут переведены все организации - независимо от отраслевой принадлежности. "Конечно, для бизнеса эти новации связаны с дополнительными издержками. Однако, подчеркну, одновременно будут предложены механизмы, которые позволят избежать роста общей налоговой нагрузки на бизнес", - заявил глава правительства. По его словам, для этого, возможно, будут задействованы ресурсы Фонда национального благосостояния.
Деловое сообщество, которое уже устало надеяться
на давно обещанное снижение налогов и теперь надеялось хотя бы на их неповышение, действительно не обрадовалось. В частности, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил, что РСПП не поддерживает это решение. "Существуют альтернативы простому увеличению налогов. Кроме того, в условиях финансовой нестабильности анонсирование любого увеличения налоговой нагрузки может удлинить период выхода на устойчивые темпы развития", - заявил он. Г-н Шохин, в частности, предложил правительству предусмотреть компенсационные меры по снижению роста налоговой нагрузки и передать Пенсионному фонду в управление активы госкорпораций.
Работодателям, видимо, остается утешать себя лишь тем, что правительство остановилось еще не на самом жестком из обсуждавшихся вариантов. Ранее на августовском заседании правительства Минфин предлагал следующую схему. Ставку ЕСН предполагалось оставить неизменной, но регрессивную шкалу поднять почти в четыре раза - с 280 тыс. до 1 млн 100 тыс. Начиная с этой суммы, ставка налога снизилась бы до 10%, свыше 2,3 млн - до 2%. Дополнительные отчисления в размере 2% от налогооблагаемой зарплаты предполагалось направлять в фонд обязательного медицинского страхования, 1% - в ПФР. Кроме того, предполагалось, что с 2010 года россияне моложе 1967 года рождения начнут отчислять дополнительно 3% страховых взносов от зарплаты до 1,1 млн руб. в год на накопительную часть пенсии. Альтернативный вариант реформы ЕСН предлагало Минздравсоцразвития. Вместо регрессивной шкалы ЕСН предлагалось ввести единый 20-процентный пенсионный взнос. В качестве компенсации за отказ от регрессии планировалось установить максимальную сумму, с которой могут удерживаться пенсионные взносы - в размере 135% от средней зарплаты по стране.
По первым прикидкам, объявленный вчера вариант выглядит несколько мягче, чем "реформа от Кудрина", но жестче, чем "реформа от Голиковой", которые выступили, соответственно, в роли "злого и доброго следователя".
При этом никаких конкретных обещаний снизить тот или иной налог, чтобы не допустить роста налоговой нагрузки, от правительства пока не прозвучало. О снижении НДС с 18 % до 12%, которое долгое время было в центре налоговой дискуссии, теперь придется, скорее всего, забыть. Тем более, что у главного противника такого снижения министра финансов Алексея Кудрина, говорившего, что именно этот налог нельзя трогать хотя бы по той причине, что он в наименьшей степени зависит от нефтяной конъюнктуры, сегодня все козыри на руках: эта конъюнктура явно развернулась против нас.
Источник в Минфине, пожелавший остаться неназванным, вчера заявил, что в качестве компенсационной меры за повышение соцналога бизнесу может быть предложен пакет мер по снижению налога на прибыль. Сам бизнес к такой идее относится крайне скептически. По словам председателя «Деловой России» Бориса Титова, «в реальном секторе, по ходу производства отчисления по страховым взносам и НДС просто «сожрут» всю прибыль, так что снижать ставки на то, чего у предприятия может не оказаться, просто бессмысленно».
Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, в отличие от других членов кабинета, была и, вероятно, еще остается сторонницей более мягкой формы проведения пенсионной реформы. Вчера она признала, что был и альтернативный путь решения проблемы. К примеру, временное отчисление в пенсионный фонд части других налогов (на прибыль и т.п.). И именно она продолжает увязывать повышение так называемого страхового взноса со снижением других налогов, в частности, НДС. «Тезис об общем неувеличении налоговой нагрузки не снят с повестки дня, - уверяла она вчера журналистов. - Повышение ЕСН возможно только при снижении иных налогов».
При этом г-жа Голикова считает вполне допустимым, что решение судьбы НДС лишь отложено до 2009 года - из-за кризиса. А срочность идеи с повышением ЕСН через его замену на страховые взносы (как раз в кризис) объясняет двумя причинами. Во-первых, тем, что очень непрост и долог законодательный путь проведения такой новации в жизнь. Во-вторых, преддверием глобального краха пенсионного фонда как класса.
«Мы обязаны обеспечить сбалансированность пенсионной системы. Если бы мы сегодня ничего не делали, то к 2050 году зависимость ПФР от бюджетных трансфертов составила бы 86%. Его наличие как отдельного института становилось бессмысленным», - аргументировала свою позицию министр.
«Наше решение не является новеллой. Мы шли так же, как в мире. Везде источник пенсионного фонда - это фонд оплаты труда»,-- пояснила она. Один из российских экспертов по этому поводу заметил: «Продали бы «Роснефть», которая вообще непонятно зачем государству при наличии "Газпрома", и покрыли бы дефицит пенсионного фонда».
На вопросы журналистов г-жа Голикова отвечала как всегда с цифрами в голове, а не по бумажке. Рассказала, какие повышенные пенсии ждут получателей уже к 2010 году: вместо базовых 4 тысяч 188 рублей в месяц в 2008-м это будут 7 тысяч 947 рублей. В 2012 году пенсия составит два прожиточных минимума, в 2016 - два с половиной минимума, а в 2020-м - целых три минимума, или 25 тысяч 162 рубля в месяц.
Отвечая на вопрос «Времени новостей», не будет ли расширен список предприятий, которым государство в течение пяти переходных лет будет помогать приспособиться к объявленным налоговым новациям (правительство обещает прямую поддержку из бюджета только предприятиям малого бизнеса в сфере инноваций и сельского хозяйства), министр сказала твердое «нет». Все компании, независимо от отрасли, будут платить фиксированную ставку страхового взноса 34% от фонда оплаты труда. Даже неспециалисты быстро пришли к выводу, что тяжелее всего в этом случае придется не только бизнесу, но и вообще всем, у кого главные затраты связаны с трудом специалистов - от программистов и интернетчиков до врачей, ученых и преподавателей.
«Чего вы боитесь?» - улыбаясь, поинтересовалась г-жа Голикова. «Снижения работодателями зарплат. Особенно в кризис», - пояснили ей. «У вас что, недобросовестный работодатель?!» - ответила она вопросом. И тут же заверила, что крупные работодатели у правительства беспокойства не вызывают, дескать, они не пойдут в тень. Есть опасения только за малых и средних.
Даже если чисто финансовый расчет верен, и за год-- с 2009-го по 2010-й, новая система заработает, никто в правительстве почему-то не вспоминает об проблеме администрирования новых сборов. Хотя именно с администрированием могут возникнуть самые сложные проблемы. В свое время, в 2001 году, в единый соцналог были объединены взносы в ПФР и все внебюджетные социальные фонды. Сделано это было как раз для улучшения администрирования взносов. Именно тогда функции по их сбору были переданы налоговому ведомству, имеющему для выполения этой функции все необходимые силовые рычаги. Теперь же, судя по повторяемой всеми чиновниками ключевой фразе, что «от взимания единого социального налога решено перейти к страховым взносам», речь может пойти о том, чтобы вновь передать функции по сбору пенсионных отчислений ПФР. Ведь налоговая служба не уполномочена собирать «страховые взносы». Пенсионный фонд же в своем нынешнем виде вряд ли в состоянии выполнять подобные функции.