Время новостей
     N°182, 02 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2008
Офшоры на глазах
Российский бизнес прячется от рейдеров в Океании
Офшор офшору рознь: европейские и азиатские офшоры столь различаются, что объединять их одним термином неверно. Об этом говорили эксперты на заседании Налогового клуба, отмечая, что не всегда приход капитала в офшор можно расценивать как попытку минимизировать налоги. Регистрация в офшоре позволяет сегодня решать и другие актуальные задачи для ведения бизнеса гражданами России: к примеру, защитить активы от рейдеров.

В последнее время было сделано немало заявлений, что борьба с оттоком капиталов в офшоры будет усиливаться. В частности, основными направлениями налоговой политики на 2008--2010 годы предусмотрены меры по созданию антиофшорного законодательства: оно предусматривает ужесточение правил контроля за трансфертным ценообразованием при совершении внешнеэкономических сделок, определение понятия «налоговый резидент», введение понятия «контролируемая иностранная компания», а также пересмотр международных соглашений об обмене информацией. Однако пока борьба с офшорами не приносит заметного успеха, причем относится это не только к России, но и к другим странам.

Неоднозначное отношение к офшорам демонстрируют и мировые институты. Международный валютный фонд высказался против ущемления офшорных компаний, поскольку «установление различий между компаниями в зависимости от места регистрации противоречит правилам свободной торговли».

«Европейские офшоры постепенно «белеют», становятся прозрачными и цивилизованными, а азиатские и океанские по-прежнему находятся в тени», -- заявил партнер МКА «ФБК-Право» Александр Сотов. «После того как Единая Европа начала борьбу с офшорами, многие компании перерегистрировались в Азии и Океании. Например, на Британских Виргинских островах сегодня зарегистрировано более 700 тыс. компаний, причем 50 тыс. -- только с начала этого года. Процесс приобрел такой размах, что в конгрессе США прошли специальные слушания по угрозе офшоров для экономики штатов, -- говорит эксперт. -- Доклад назывался «Угроза финансовой системе США со стороны Британских Виргинских островов».

По мнению г-на Сотова, получается, что ни Арабские Эмираты, ни Китай, ни Россия со всем ее ядерным арсеналом не могут поколебать финансовую систему США, но ей может угрожать государство с населением порядка 30 тыс. человек, состоящее в основном из представителей негритянской расы.

При этом среди юристов нет единого мнения, что считать офшором. В узком смысле под офшором понимается любая юрисдикция с низкой или нулевой ставкой налогообложения и возможностью обеспечить конфиденциальность владельцам компании, зарегистрированной в данной юрисдикции. Однако, например, самый известный в России «офшор» -- Кипр -- уже давно не является таковым. По итогам опроса, проведенного организаторами Налогового клуба среди налоговых юристов и экспертов, оказалось, что 26% респондентов считают офшоры благом, 15% -- злом, а подавляющее большинство -- 59% опрошенных -- и тем, и другим.

Далеко не всегда цель офшорных резидентов -- «спрятать деньги» или минимизировать налоги, отметили участники Налогового клуба. Через офшор можно уйти от аффилированности, спрятать собственника, защититься от угрозы разглашения коммерческой тайны, защитить активы от рейдеров или «наезда» госорганов. По словам юриста компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Петра Попова, наличие всех этих явлений в экономической жизни России дает предпринимателям как минимум моральный повод для использования офшоров.

Чем эффективнее российское государство будет бороться с негативными явлениями в экономике -- от рейдерства до разглашения коммерческой информации -- и устранять нестыковки в законодательстве, тем меньше желающих будет прятаться в офшоры, единодушно резюмировали участники клуба.

Ирина СКЛЯРОВА