|
|
N°181, 01 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разношерстные стимулы
Бизнес просит налоговых льгот для повышения своей социальной ответственности
Отечественный бизнес просит, чтобы его законодательно простимулировали к работе на принципах социальной ответственности перед обществом. Об этом шла речь на встрече представителей делового сообщества с заместителем председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Андреем Хазиным.
Представители крупнейших российских компаний охотно демонстрировали примеры своей социальной ответственности, причем спектр их инициатив оказался чрезвычайно широк: от программ «Мерседес-Бенц» по обучению школьников правилам безопасности дорожного движения до организованной «Кока-колой» уборки мусора с берегов Валдайского озера. При этом выступающие старались отметить выгоды, получаемые бизнесом от социальных проектов.
Так, представитель «Уралсиба» Ирина Платонова подчеркнула, что, заботясь о здоровье сотрудников, компания экономит на выплатах по больничным и частично решает проблему нехватки кадров. А государство при этом может позволить себе сократить расходы на здравоохранение и обеспечение нетрудоспособного населения. Теорию о том, что бизнес таким образом рекламирует себя, опровергла представитель «Мерседес-Бенц» Мария Морозова: «На социальных проектах невозможно сделать пиар, журналисты не пишут об этом, говоря, что им не платят за рекламу».
Вслед за этим все представители бизнеса хором попросили налоговых льгот для социально ответственных предпринимателей.
«Необходима либерализация в связи с социальными инвестициями бизнеса, -- заявила директор по внешним связям «Кока-кола Эйчбиси Евразия» Яна Гуськова. -- Сейчас эти расходы падают на прибыль, предприниматель уплачивает с них налоги, и нет большого стимула этим заниматься». «Мы, крупные компании, будем этим заниматься все равно, -- добавила к словам коллеги г-жа Морозова, -- но надо поддержать средний и мелкий бизнес». А директор по промышленной безопасности «Лафарж Цемент» Станислав Селезнев напомнил, что в ряде регионов законодательство уже вовсю стимулирует бизнес к проявлениям социальной ответственности. Например, по его словам, в Московской области предприятия, занимающиеся социальными программами, имеют льготы по налогу на прибыль, в Челябинске -- по налогу на недвижимость.
«Работа ведется разношерстно, -- отметил г-н Селезнев, -- было бы удобно, если бы на всей территории России действовали одинаковые правила».
Таким образом, посланники бизнеса вплотную подобрались к теме снижения налоговой нагрузки, однако Андрей Хазин мастерски отбил это наступление. «Я сам многолетний сторонник снижения налогового бремени, -- заявил он. -- Но при этом я и категорический противник льгот, потому что в последние годы они часто превращались в механизмы по неуплате налогов». Г-н Хазин поинтересовался у собравшихся, нет ли других идей насчет того, как заинтересовать бизнес в социальной ответственности, но таких предложений ни у кого не нашлось.
В беседе с корреспондентом «Времени новостей» Андрей Хазин выразил надежду, что бизнес-сообщество изучит международный опыт и найдет помимо налоговых льгот новые креативные способы стимулировать себя к участию в социальных программах. В частности, сенатор возлагает большие надежды на применение «моральных стимулов». Он подчеркнул, что крупные компании уже выпускают так называемые социальные отчеты, что является «признаком цивилизованности их бизнеса». «Через несколько лет это станет нормой и изменит отношение общества к социальной ответственности», -- полагает г-н Хазин. В заключение он отметил, что более детальное обсуждение этой темы ожидается в ноябре на парламентских слушаниях. А на следующей неделе в Госдуму будет внесен законопроект, призванный социально защитить выпускников детских домов, за которыми не закреплено жилье.
Наталья РОЖКОВА