Вчерашние политические проводы и встречи в международном аэропорту Тбилиси стали символическим отражением нынешней ориентации Грузии в мировой политике.
Страну покинул российский посол вместе с группой дипломатов. Но менее чем через час в местном аэропорту приземлился самолет верховного представителя Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы.
Посол России в Грузии Вячеслав Коваленко, а вместе с ним 20 сотрудников дипломатической миссии и члены их семей погрузились в Ил-62 МЧС России. Уехали они не в отпуск и не в командировку -- посол вернулся домой из-за разрыва дипотношений между двумя странами. 2 сентября Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией, предложив при этом сохранить консульские связи. Тбилиси оставил в Москве консула и двух вице-консулов. При этом россияне по-прежнему могут получить грузинскую визу на границе.
Российские дипломаты рассказали «Времени новостей», что и в Тбилиси останутся шесть консульских работников и технический персонал. Но визы они выдавать не будут. Оставшиеся сотрудники будут «следить за состоянием здания, которое является российской собственностью», уточнил Вячеслав Коваленко. «Сейчас решается вопрос о том, в каком формате будут функционировать оставшиеся дипломаты. Разорвать отношения очень легко, а вот построить их очень непросто. Не Россия прервала эти отношения, это сделала грузинская сторона. Поэтому, думаю, грузинская сторона должна предложить новый взгляд на российско-грузинские отношения», -- заметил российский посол. На днях глава МИД России Сергей Лавров заявил, что пока непонятно, как грузинская сторона намерена сохранить дипломатическое присутствие в России -- соответственно от этого зависит и форма присутствия Москвы в Тбилиси.
Вячеслава Коваленко грузинские официальные лица не провожали. Посидеть за столиками кафе «на дорожку» с российскими дипломатами пришли немногочисленные сторонники восстановления отношений двух стран. Стандартная характеристика России в сегодняшней Грузии -- «агрессор и оккупант». Но одна женщина все же принесла с собой цветы: «Надо провожать так, а не унитазами». Поясним, что после начала войны грузинские пикетчики несколько раз складывали у здания посольства унитазы. В те дни грузинские СМИ сообщали, что российские военные вывозят из занятых ими городов бытовые предметы, в том числе и сантехнику.
«В аэропорту нас провожали более ста человек с цветами, которые очень сожалели о закрытии посольства и выражали надежду на скорейшее возобновление дипотношений», -- сказал г-н Коваленко после возвращения в Москву. Он добавил, что "не видит необходимости рекомендовать российским гражданам не посещать Грузию".
Вчерашний визит Хавьера Соланы был приурочен к началу работы в Грузии европейских наблюдателей. Сегодня 200 наблюдателей ЕС (их численность может быть доведена до 300 человек) из 22 стран возьмут под контроль буферные зоны вблизи Абхазии и Южной Осетии, которые в течение десяти дней должны покинуть российские войска. Солана назвал начало патрулирования «важным событием» и сообщил, что в течение месяца ЕС проведет конференцию по оказанию помощи Грузии.
Мандат миссии Евросоюза действителен до 20 сентября 2009 года. Ее сотрудники не будут вооружены, они не имеют права выставлять посты, а патрулировать и наблюдать они будут на двух автомобилях на каждом из направлений. Бронированные машины доставляли в эти дни в Тбилиси спецрейсами. Параллельно с началом работы наблюдателей российские миротворцы должны будут снять восемь постов, расположенных сейчас в буферной зоне за пределами Абхазии и Южной Осетии.
Хавьера Солану в аэропорту встретила заместитель министра иностранных дел Нино Каландадзе, потом состоялись переговоры высокопоставленного представителя Евросоюза с грузинскими руководителями, включая президента Михаила Саакашвили. Еврокомиссар посетил Гори -- на родине Сталина, а также в Тбилиси, Поти и Зугдиди разместятся евронаблюдатели. Председатель грузинского парламента Давид Бакрадзе заявил, что на следующем этапе необходимо добиться допуска европейских групп мониторинга в Абхазию и Южную Осетию. Однако Сухуми и Цхинвали решительно выступают против этих планов.