Депутаты Европарламента призвали к большей открытости в деятельности владельцев СМИ, в том числе в отношении их доходов. Это заявление отразило стремление европарламентариев оградить журналистов от влияния со стороны владельцев и акционеров, а также органов власти. На днях Европарламент принял резолюцию, призывающую Еврокомиссию и страны -- члены ЕС стоять на страже плюрализма СМИ и гарантировать доступ всех граждан ЕС к свободной и разнообразной информации. Помимо независимости журналистов депутаты посвятили много времени обсуждению статуса блогеров в Интернете. Рост числа авторов сетевых журналов-блогов был оценен как вклад в развитие свободы слова. Тем не менее европарламентарии пока не видят возможности дать блогерам равные права с журналистами, включая право аккредитации при европейских структурах.
Резолюция была выработана на основе доклада Марианны Микко, эстонского депутата-социалиста и члена комитета по культуре и образованию Европарламента. В первой половине 1980-х она училась на факультете журналистики Тартуского госуниверситета, потом работала журналистом, в 2003--2004 годах была главным редактором эстонского журнала «Дипломаатиа», посвященного проблемам внешней политики и безопасности. 47-летняя Марианна МИККО рассказала «Времени новостей» о проблемах свободы информации и деятельности СМИ в Европе.-- Вы призываете журналистов к ответственности и этике, отказываетесь от контроля над Интернетом. А как быть с теми, кто умышленно или по невежеству распространяет ложные сведения?-- Наилучший выход -- саморегуляция. Общеевропейского законодательства в отношении СМИ нет. Виртуальное пространство стало частью жизни, и никто не заинтересован в том,
чтобы регулировать Интернет.
-- Однако детская порнография и пропаганда терроризма -- тоже часть киберпространства...-- Если пользователи нарушают законы и их свобода слова идет вразрез с основными демократическими свободами, то вступают в силу национальные законодательства, где эти нормы более или менее отрегулированы. Ныне люди одинаково посещают сайты СМИ и страницы блогеров, оказывая доверие и тем и другим. Каждый создатель информации, письменной или визуальной, должен следовать религиозной этике: «Не делай ближнему того, что не пожелаешь себе». Ведите себя этично -- это моя единственная рекомендация.
-- Но как можно надеяться на этичность террористов?-- Индивидуальные ip-адреса (номер, который присваивается каждому компьютеру для работы в Интернете. --
Ред.) должны быть открытыми. Есть и другие возможности регулирования. Личные данные при желании могут охраняться, но в случае нарушения закона они должны быть доступны.
-- Однако у Интернета нет границ, и его невозможно целиком поставить под контроль европейских правил. Что вы рекомендуете в сфере информационных контактов с третьими странами?-- Есть Хартия прав человека -- это фундаментальный направляющий документ. Я не могу поучать Россию или Китай, Латинскую Америку или Африку. Мы можем постараться быть хорошим примером для остального мира, но мы не можем требовать, чтобы остальной мир следовал нашему примеру.
-- Думаете, этого достаточно? В прошлом году были сообщения, что одна известная западная интернет-компания выдала китайским властям имена диссидентов и те оказались за решеткой...-- Я понимаю, что есть разница между ЕС и недемократическими странами. Но я выступаю от имени 27 демократических стран, и мы заняты рассмотрением ситуации в ЕС. По-человечески я была бы рада, если бы диссиденты в Китае могли высказывать свое мнение без последующих арестов.