Время новостей
     N°55, 29 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.03.2002
Ротшильды не хуже Рокфеллеров
В Нью-Йорке показывают русский книжный авангард
В нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) открылась выставка «Книга русского авангарда. 1910--1932». Выставка посвящена дару Фонда Юдит Ротшильд -- самому щедрому вкладу в отдел печатной графики и иллюстрированных книг музея с основания коллекции в 1940 году, когда Абби Элдрих Рокфеллер передала в его собрание более полутора тысяч томов.

Дар потрясает воображение не только ценностью экспонатов, но и их количеством. Около тысячи книг русского авангарда дополнят те четыреста, которыми музей уже владел. Коллекция стала одной из самых значительных в мире. Она включает шедевры Казимира Малевича, Ольги Розановой, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Эля Лисицкого, Александра Родченко, первые издания Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Алексея Крученых.

На выставке представлено лишь 300 книг, но она полнее всех, состоявшихся прежде. Современные технологии позволили преодолеть главную проблему книжных экспозиций -- невозможность показать книгу книгой. В MoMA придумали специальные витрины -- зрители могут видеть разом обе обложки; компьютерная анимация позволяет даже перелистывать экземпляры, а в руки можно взять факсимильные копии. Это очень важно для авангардных изданий, в которых рукописный текст порой неотличим от иллюстрации, а картинка встраивается в вербальный звукоряд.

На выставке три раздела. Первый, «футуристический» -- "Пощечина общественному вкусу". Эпатаж, новизна форм, соединение содержания и оформления в единое целое резко меняли традиционное восприятие книги. Большая часть футуристических изданий -- плод сотрудничества художников и поэтов, совместный поиск нового языка. Вторая часть -- "Трансформация мира" -- показывает эксперименты конструктивистов. Активное вторжение фотографии и фотомонтажа связано с формированием другого языка -- утилитарного и доступного. Развитие и упрощение этой тенденции явлено в последней части -- "Построение социализма. Агитационное искусство". Утилизация достижений типографики, фотографии и фотомонтажа для создания идеологических клише стала печальным итогом авангардных поисков.

MoMA всегда испытывал интерес к русскому авангарду. В числе его последних достижений -- замечательная выставка Александра Родченко. Так же, как и книжная выставка, она теоретически могла, а идеологически должна была бы состояться сначала на родине художника. Но все происходит иначе, и Западу передается возможность эффектной подачи, а заодно и научной систематизации отечественного искусства, хотя Россия располагает всеми материальными и научными ресурсами для этого.

"Книга русского авангарда" -- последняя выставка MoMA в его историческом здании. К 2005 году музей переместится из известного всему миру здания на Манхэттене в Квинс.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ