Спикер Госдумы Борис Грызлов вчера заявил, что выступает за полный запрет экспорта круглого леса. «Падает объем лесопроизводства, деревообработки, заготовки леса и так далее -- минус 6% по сравнению с прошлым годом. Основное уменьшение идет за счет уменьшения заготовки круглого леса -- минус 14%», -- сказал он. По его словам, импорт в Китай, который является главным потребителем такого леса, не падает, а, наоборот, набирает темпы. «С 1 января 2008 года повысили экспортные пошлины, и бизнес по заготовке круглого леса уходит в тень, и увеличивается доля контрабанды. Эта ситуация меня, безусловно, беспокоит», -- сказал Грызлов. Чтобы предотвратить контрабанду леса, считает спикер Госдумы, необходимы совместные действия правоохранительных органов и общественности. В свою очередь депутаты, отметил г-н Грызлов, «склонны подготовить законопроект о полном запрете экспорта круглого леса», что, по его мнению, станет мерой по предотвращению контрабанды. Для правоохранительных органов «декриминализация лесопромышленного комплекса (ЛПК) нашей страны» -- одно из приоритетных направлений. Об этом, а также о том, как ведется борьба с нелегальной вырубкой лесов, осуществляется контроль за перевозкой древесины и многом другом -- в интервью корреспонденту «Времени новостей» Екатерине КАРАЧЕВОЙ рассказал начальник департамента экономической безопасности МВД России генерал-лейтенант милиции Юрий ШАЛАКОВ.-- С чем связано такое повышенное внимание к ЛПК?-- ЛПК относится к сектору добывающих и перерабатывающих отраслей экономики. Основные объекты ЛПК размещены в Республике Коми, Карелии, Красноярском и Приморском краях, Архангельской, Иркутской, Читинской, Кировской областях.
На сегодняшний день почти 95% предприятий, занимающихся экспортом и переработкой древесины, являются частными или имеют смешанную форму собственности. 89% их поставок приходится на Китай, Японию, Финляндию и Швецию. В отличие от деревообработки и производства продукции из древесины заготовка леса приносит огромный доход без серьезного вложения средств.
Сырьевая ориентированность экспорта лесопродукции и застой в сфере глубокой лесопереработки приводят к значительным размерам упущенной выгоды для экономики страны. Хочу отметить, что нормы легальной вырубки сегодня не выполняются ни в одном регионе России. В наиболее благополучных областях они достигают всего 70%. А съем древесины с 1 га лесопокрытой площади в России в десять раз меньше, чем в США, Швеции или Финляндии. Это при том, что наша страна обладает наибольшим в мире лесным потенциалом, составляющим свыше 22% мировой лесопокрытой площади и 21% расчетного мирового запаса древесины. Общая площадь лесных массивов в России составляет 886,5 млн га, а запасы древесины достигают 80,7 млрд куб. метров.
-- В каких регионах, на ваш взгляд, ситуация вызывает наибольшую тревогу?-- Особую обеспокоенность вызывает ситуация в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. По оценкам независимых экспертов, ежегодные убытки от незаконного оборота древесины только на Дальнем Востоке составляют от 40 до 50 млн долл. Однако больше всего преступлений по незаконной вырубке леса происходит в Читинской области. Это связано с тем, что она имеет наиболее протяженную границу с Китаем. А, как известно, китайское правительство категорически запретило вырубать свой лес. Вот поэтому китайцы и стали активно вывозить наш лес. За последние несколько лет они на границе с Россией построили более 3 тыс. деревоперерабатывающих предприятий. И все равно эти дополнительные заводы не успевают перерабатывать всю поступающую из нашей страны древесину. Поэтому китайцы вырыли специальные водоемы опять же вдоль нашей границы, где складируют лес. От хранения в воде дерево становится только лучше по качеству, а продукция из него, соответственно, дороже. Кроме того, китайцы любыми путями пытаются получить право на проведение лесозаготовок в России, используя при этом коррупционные связи.
Поймать за руку чиновников очень сложно, так как в этой цепочке задействовано огромное количество людей. Ведь, как правило, организацией незаконной вырубки леса и его реализацией занимаются организованные группы из числа сотрудников лесозаготовительных и лесоохранных структур, местных чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Словом, тех, кто осуществляет «прикрытие» этого бизнеса.
-- Какие наиболее серьезные и характерные уголовные дела возбуждаются в этой сфере?-- Недавно Следственный комитет при прокуратуре России по нашим материалам возбудил уголовное дело по статье «превышение должностных полномочий лицами, занимающими госдолжность». Как установило следствие, чиновники занимались незаконным переоформлением земель Лесфонда в категорию земель поселений в Липецкой области. В итоге ущерб государству от их действий составил около 13 млрд рублей.
В Красноярском крае по материалам УБЭП ГУВД возбуждено дело в отношении главного инспектора края федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Следствием установлено, что он вымогал 1 млн руб. у гендиректора предприятия в обмен за невыписывание штрафа по обнаруженным в ходе проверки фактам нарушения лесного законодательства при проведении геологоразведывательных работ.
А по материалам управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было возбуждено уголовное дело в отношении директора лесозаготовительной компании по статье «контрабанда». По данным следствия, бизнесмен указал в таможенной декларации недостоверные сведения по экспорту древесины. Ущерб от его действий составил порядка 9 млн рублей.
Кстати, наряду с пресловутой незаконной рубкой леса и его контрабандным вывозом за границу не меньший ущерб экономике страны наносят налоговые правонарушения. Как показывает практика, схемы нарушения налогового законодательства не отличаются от методов и схем, применяемых в других областях экономики. Основными способами ухода от налогообложения стали: сокрытие выручки от реализации продукции; сокрытие в учете расчетов наличными деньгами; использование фальшивых документов, банковских счетов третьих лиц или счетов, специально созданных для обналичивания денежных сумм.
Широкое распространение получило применение схем уклонения от уплаты налогов с использованием инфраструктуры фирм-посредников (часто фиктивных), кредиторов и потребителей продукции предприятий для вывода из легального оборота значительных объемов древесины. С учетом налоговых льгот и вычетов разработаны схемы получения прибыли от "лжеэкспорта", реализации кондиционного леса под видом "низкосортного", занижения цен, указанных в экспортных контрактах и т.д. При этом государство теряет огромные суммы в виде необоснованного возмещения НДС за приобретенный лес у несуществующих фирм по фальшивым документам.
Так, недавно в Новгородской области было возбуждено уголовное дело по факту незаконного возмещения НДС на сумму около 30 млн руб. при реализации лесопродукции в отношении группы лиц по ст. 159-4 УК РФ (мошенничество) и ст. 210-2 (организация преступного сообщества).
-- Известно и то, что значительные потери возникают и в результате лесных пожаров.-- Безусловно, но при этом в некоторых случаях леса поджигают специально. Только в этом году очагов возгорания было зарегистрировано почти в два раза больше, чем в прошлом, а площадь пожаров почти в четыре раза превышает прошлогодние показатели. Горят таежный сухостой, кедровые, сосновые и лиственничные леса. Причем нередко вспыхивают они в отдаленных и труднодоступных местах. Связано это прежде всего с тем, что заинтересованные лица специально поджигают лесные массивы, чтобы в дальнейшем под видом санитарных рубок приобрести делянки с меньшей оплатой. Есть даже постановление правительства от 2001 года, которое позволяет при разработке так называемых «горельников» уменьшать ставки поврежденной древесины, отпускаемой на корню, до 50%.
Обычно подобная технология применяется, когда лес не подлежит рубке. К примеру, в стране запрещена рубка кедра, а на тронутых огнем делянах его можно пилить сколько хочешь. Этим и пользуются нечистые на руку люди. Кстати, лесхозы тоже заинтересованы в вырубке поврежденных огнем деревьев, потому что для новых насаждений им сначала нужно очистить место. А некоторые лесозаготовительные компании, имея разрешение на вырубку горельников, рубят не тронутый огнем лес или просто перекупают его, а потом спиленный кругляк переправляют за границу. При этом сделки они проводят через фиктивные фирмы, зарегистрированные на подставных лиц.
Словом, мобильные бригады браконьеров, используя современную технику, вооруженную охрану, контранаблюдение и радиосвязь, причиняют невосполнимый ущерб лесфонду. По статистике, объемы незаконных рубок лесных насаждений составляют порядка 740 тыс. кубометров в год, а ежегодный ущерб государству оценивается около 7,8 млрд рублей.
-- Какие меры принимают в МВД, чтобы исправить ситуацию?-- С целью повышения эффективного противодействия преступности в сфере заготовки, оборота древесины и ее переработки МВД с учетом предложений ФСБ и ФТС был разработан и утвержден в феврале 2008 года межведомственный план мероприятий по декриминализации лесной отрасли до 2010 года. В соответствии с ним проводится комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов контрабанды, легализации доходов, полученных преступным путем, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, невозвращения валютной выручки из-за рубежа.
Только подразделениями ДЭБ МВД в сфере лесозаготовок, обработки древесины и на целлюлозно-бумажном производстве с начала этого года выявлено свыше 3,8 тыс. преступлений, из них 1,7 -- в крупном или особо крупном размере, привлечено к уголовной ответственности около тысячи человек.
Кстати, документировать правонарушения нам помогают новые научные разработки. Так, экспертно-криминологическим центром (ЭКЦ) УВД по Вологодской области совместно с Вологодским государственным педуниверситетом разработана программа по дендрохронологической экспертизе древесины. Указанный метод позволяет по строению рисунка годичных колец установить место произрастания дерева, время вырубки, а также по отдельным фрагментам (пень и срез бревна) доказать, являлись ли они единым целым.
Кроме того, проводится и законотворческая работа. 22 июля Госдумой был принят федеральный закон «О внесении изменений в ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений) и ст. 8.28 КоАП (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан)». В частности, УК будет предусматривать ужесточение наказания за совершение незаконных порубок в виде лишения свободы сроком до шести лет.
Впрочем, мы понимаем, что одним лишь ужесточением наказания проблему декриминализации ЛПК не решить. Ведь основная часть задержанных -- это простые люди, которые были вынуждены пойти на совершение преступления в связи со сложившимся в ряде регионов страны тяжелым социальным положением. Они не смогли устроиться на работу и зарабатывать на жизнь честным трудом. Например, в той же Читинской области есть поселок Малета Петровск-Забайкальского района, в котором проживает 3 тыс. жителей. В постсоветский период в поселке закрылось 24 предприятия. Поэтому сегодня для многих из них незаконная рубка леса стала промыслом и единственным средством к существованию.
А ведь декриминализация ЛПК -- это не только задача правоохранительных органов, но и государства в целом. Убежден, что, решив проблему с обеспечением людей работой и повышением качества их жизни можно будет добиться снижения количества преступлений в ЛПК.