Президенты Кореи и России договорились о совместном освоении Западно-Камчатского шельфа
Президент Южной Кореи Ли Мен Бак вчера заявил после переговоров с Дмитрием Медведевым, что
главы государств «договорились о сотрудничестве в деле совместного освоения Западно-Камчатского шельфа». Подробностей оба президента не сообщили. Однако заявление Ли Мен Бака можно трактовать как обещание предоставить консорциуму корейских инвесторов во главе с Korea National Oil Corporation (KNOK) ту или иную форму участия в этом масштабном проекте, стоимость которого год назад оценивалась в 24 млрд долл. Ресурсы месторождений Западно-Камчатского шельфа оцениваются в 1,766 трлн кубометров газа и 1,411 млрд тонн нефти. Консорциум корейских инвесторов владеет 40-процентной долей в компании West Kamchatka Holding BV, «дочке» которой принадлежала лицензия на разработку этих месторождений до августа этого года. Оставшиеся 60% -- у «Роснефти». Сейчас лицензия находится в нераспределенном фонде, однако на нее претендует «Газпром», которому ее пообещал год назад Владимир Путин.
«Роснефть» владеет лицензией на Западно-Камчатский шельф с 2003 года. При этом она сумела привлечь в проект корейских инвесторов, которые согласились финансировать работы до начала коммерческой добычи и отдавать российской компании ее долю сырья, не дожидаясь, пока окупятся все затраты. По информации источников, близких к «Роснефти», в общей сложности корейские инвесторы потратили на месторождениях около 50 млн долл. Они провели сейсморазведочные работы (правда, с нарушением сроков) и пробурили скважину, которая, правда, оказалась «сухой». Впрочем, в письме замминистра природных ресурсов Анатолия Варламова, датированном февралем этого года, говорится, что бурение так и не было начато. Так или иначе, но 1 августа истекал срок лицензии, и комиссия «Роснедр» решила ее не продлевать в связи с невыполнением лицензионных обязательств.
Однако к тому времени уже ни у кого не было сомнений в том, что лицензия не будет продлена. Дело в том, что в сентябре прошлого года Владимир Путин (он тогда был президентом страны) на совещании в камчатском Вилючинске раскритиковал работы по газификации области. «Мы три года назад уже об этом говорили, -- сказал он тогда. -- Так и не построили газопровод-то. Это федеральная собственность. Все кивают друг на друга... Отдали бы «Газпрому» -- наверное, давно бы уже построили». Газопровод и два небольших месторождения с запасами 15 млрд кубометров газа передали «Газпрому». А месяц назад -- после того, как лицензия на Западно-Камчатский шельф оказалась в нераспределенном фонде, -- на совещании во Владивостоке Владимир Путин заявил, что ее необходимо также передать газовому монополисту в качестве ресурсной базы для газоснабжения Камчатской области.
Соответствующее поручение, как говорят источники в «Газпроме», было записано в протоколе совещания, однако оно пока не выполнено. И если передача будет затягиваться, то «Газпром», как утверждают в концерне, рискует не успеть выполнить поручение по газификации области к 2010 году.
В то же время корейские компании, очевидно, не намерены мириться с потерей столь перспективного проекта и заявили месяц назад о готовности продолжать работу на Западно-Камчатском шельфе и финансировать работы. «Газпрому» же, как выясняется, совладельцы лицензии не нужны. «Мы готовы сотрудничать с корейскими компаниями, -- заявил «Времени новостей» представитель газового монополиста, -- но исключительно на условиях подрядных, сервисных работ. Иными словами, по той же схеме, по какой мы договорились разрабатывать Штокмановское месторождение». Для освоения «Штокмана», как известно, создана компания специального назначения, которая построит и будет владеть инфраструктурой проекта, доли в этой компании распределены следующим образом: у «Газпрома» -- 51%, у французской Total -- 25%, у немецкой BASF -- 24%. При этом лицензией на разработку месторождения «Газпром» владеет в полном одиночестве.
В то же время источник, близкий к «Роснефти», полагает, что без участия компании дальнейшая разработка камчатского шельфа будет неэффективной, так как за пять лет она собрала огромный пласт информации по проекту. «Вряд ли «Газпрому» интересно будет начинать все с чистого листа, -- говорит источник. -- Но если «Роснефть» не позовут, то она, очевидно, этой информацией и не будет делиться -- способов для противодействия полно». Но, по информации источника, в последнее время обсуждался вариант, при котором состав участников проекта будет расширен -- как с российской, так и с корейской стороны. «Правда, так и не было согласия относительно того, кому достанется контрольный пакет», -- говорит он.
Обсуждался ли этот вариант вчера на встрече президентов России и Кореи, непонятно. Источник же в правительстве, близкий к переговорам, утверждает, что в итоге корейцы точно не получат доли в компании, которая будет владеть лицензией: «Что они сейчас могут предложить? Если только деньги, то это не нужно -- в России достаточно денег. Технологии? В этом случае их можно привлечь в качестве подрядчика. Вряд ли у них есть что-то, что можно обменять на долю в проекте. Это пять лет назад у «Роснефти» не было средств на столь масштабный проект, но теперь совсем другие времена». Таким образом, какая форма участия в проекте обещана корейцам, о чем говорил вчера президент Ли Мен Бак, остается неясно. Впрочем, никаких документов по этому поводу подписано не было.
"Газпром" и южнокорейская госкорпорация Kogas намерены к 2010 году подготовить обоснование инвестиций по проекту поставок природного газа из России в Южную Корею по трубопроводу через Корейский полуостров, говорится в сообщении компаний. "Стороны договорились продолжить коммерческие переговоры и подготовить обоснование инвестиций по проекту до конца 2010 года", -- сказано в пресс-релизе. Возможность прохождения трубопровода для поставок природного газа в Южную Корею через Корейский полуостров, а также проведение совместных исследований по данному маршруту предусмотрены меморандумом о взаимопонимании, подписанным вчера представителями "Газпрома" и Kogas. Правительства РФ и Республики Корея в октябре 2006 года подписали соглашение о сотрудничестве в области газовой промышленности, в соответствии с которым "Газпром" и Kogas были определены уполномоченными организациями по вопросам организации поставок природного газа из России в Республику Корея. В настоящее время "Газпром" и Kogas проводят соответствующие коммерческие переговоры. Соглашение о сотрудничестве между "Газпромом" и Kogas заключено 12 мая 2003 года и продлено в мае 2008 года на очередной пятилетний срок. "Также было принято решение изучить возможность реализации проектов в области переработки газа, строительства газохимического завода и завода по производству сжиженного газа в российских регионах Дальнего Востока", -- отмечается в сообщении "Газпрома".
РИА НОВОСТИ