Время новостей
     N°180, 30 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.09.2008
Силовая установка
Новая программа реформирования армии отличается предельной конкретностью
Параметры боевого состава вооруженных сил России до 2020 года утвердил президент Дмитрий Медведев. Документы, посвященные строительству и реформированию военной компоненты страны, выпускались в свет и раньше -- различного рода программы, оперативные и стратегические планы, концепции и стратегии. Но документа со столь конкретным и столь же «военным» названием еще не было. Надо признать, что и содержание его до предела конкретно и не допускает толкований.

Пройдемся по пунктам документа -- их пять. Или, как их назвал верховный главнокомандующий, пять факторов, от которых зависит качественное состояние вооруженных сил, их способность обеспечить обороноспособность страны.

Во-первых, это совершенствование организационно-штатной структуры базирования войск. Другими словами, все боевые соединения (дивизии и бригады) планируется перевести в категорию формирований постоянной готовности. Кроме того, перейти с полковой системы на бригадную. Несколько десятков мобильных бригад по 3--4 тыс. человек будут созданы на базе дивизий постоянной готовности.

Во-вторых, повышение эффективности системы управления вооруженными силами. И хотя президент не стал уточнять, что подразумевается под этой формулировкой, нетрудно понять, что речь идет о переходе от громоздкой и трудно управляемой системы военных округов к тактическим и оперативным командованиям, когда под единое начало сводятся разнородные вооруженные силы. Это особенно важно при ведении военных действий.

В-третьих, совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки. Здесь комментарии не требуются.

В-четвертых, оснастить армию и флот самым современным вооружением и средствами разведки, главным образом высокотехнологичными, чтобы «добиться превосходства в воздухе, в нанесении высокоточных ударов по наземным и морским целям, в оперативной переброске войск». Но перво-наперво обеспечить гарантированное ядерное сдерживание «в различных политических условиях». С этой целью намечено создать систему воздушно-космической обороны (ВКО). Как можно понять, пообщавшись со специалистами, это не будет отдельный род войск -- просто будут объединены под общим оперативным руководством разнородные группировки, включая средства противовоздушной и ракетно-космической обороны, орбитальную группировку, для защиты от ядерного оружия и ударов террористов с воздуха и из космоса или через космос. Такая концепция существует давно, только теперь из сферы теории она должна перейти в практику. С практической точки зрения к существующей теории может добавиться вывод российского оружия в космос -- если это сделают США.

И, наконец, в-пятых, президент намерен улучшить социальное самочувствие военнослужащих и их семей. На первом плане здесь -- новая структура денежного довольствия людей в погонах, которая начнет работать уже с начала следующего года. Увеличение денежного содержания отличившихся офицеров сразу в несколько раз будет мощным стимулом для остальных в выполнении повседневных задач и совершенствовании профессионального мастерства. Еще один стимул -- жилье. Военное ведомство не жалеет денег на его строительство. По итогам только этого года военные получат более 28 тыс. квартир. К ним добавится 67 тыс. квартир, которые планируется построить в ближайшие три года. До конца 2010 года 22 тыс. военных обеспечат жильем в системе жилищных сертификатов. Принята федеральная целевая программа по социальным проблемам военнослужащих-контрактников до 2015 года.

Собственно, ничего революционного в названных «параметрах» нет. Так или иначе все эти задачи решались и раньше. Безусловно, события на Кавказе подтолкнули к более быстрой модернизации вооруженных сил. Однако и без российско-грузинского конфликта движение в этом направлении было бы продолжено, хотя и более медленными темпами.

Реформировать военную сферу России не привыкать. Еще недавно создавались, а затем ликвидировались новые рода войск, собирались в кулак, а затем расформировывались мощные группировки, проводились дорогие эксперименты по формированию новых систем оперативного и стратегического управления, не обошедшие даже космические войска и ракетные войска стратегического назначения. Финансовые затраты были огромны, после таких экспериментов приходилось срочно налаживать управление войсками. Чтобы это не повторилось, Общественная палата в тот день, когда президент озвучил свои пять факторов, предложила ужесточить за военными гражданский контроль, создав «главный военный совет» при президенте России -- этакий «силовой госсовет». Это позволило бы при принятии решений учитывать мнение не только федеральных чиновников, но офицеров из войск -- тех, кто на себе испытывает ненужные эксперименты.

Может быть, такой орган и нужен. Но обратим внимание на одну особенность сегодняшней армии и флота. Не покидает ощущение, что за президентом -- верховным главнокомандующим, премьером и министром обороны появилась новая решительная военная сила, дающая не менее решительные советы. И сама операция в Южной Осетии, проведенная по классической схеме, как по нотам, и полеты Ту-160 в Южную Америку, поход туда же отряда военных кораблей Северного флота, направление (впервые) сторожевого корабля в самый пиратский регион мира, перманентное большое военное учение на территории фактически всей страны, замысел которого не сумбурен, а предельно ясен, целая серия серьезных концептуальных документов, появившихся в последнее время, -- за всей этой стройной системой кто-то должен стоять.

По моим наблюдениям, такой силой является начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров. Старожилы Министерства обороны в частных разговорах подтверждают: многие предложения, которые затем реализуются в указах президента и приказах министра обороны, исходят именно от него. К тому же сроки назначения генерала Макарова на должность и старта больших и видимых перемен подозрительно совпадают.

США уже заявили, что не усматривают угрозы в планах России по модернизации своих вооруженных сил. Так или иначе, к декабрю этого года пять факторов Дмитрия Медведева будут облечены в четкий план действий на длительную перспективу-- до 2020 года.

Николай ПОРОСКОВ