|
|
N°180, 30 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Летят самолеты -- привет неоакадемизму
В Санкт-Петербурге с размахом отметили 50 лет со дня рождения Тимура Новикова
Эрмитажный пресс-релиз безапелляционно утверждает: «Тимур Петрович Новиков (1958--2002) -- крупнейший художественный деятель российского искусства конца ХХ столетия». Именно в этой системе координат и проходили торжества (другое слово здесь неуместно) -- персональная выставка в Эрмитаже, а также экспозиции в Русском музее и музее городской скульптуры, открытие мемориальной доски в некрополе деятелей искусств, запуск именного самолета, издание монументального каталога, прием в пятизвездочном отеле, анонсы мероприятий на сайте губернатора города. Все это свидетельствовало об одном -- Тимур Новиков, провозглашенный еще при жизни классиком искусства, сегодня фактически канонизирован.
Кто он такой? Художник, в самом широком смысле. Да. «Создатель нескольких художественных направлений («Новые художники» в 1982 году, неоакадемизм в 1989 году), основатель и теоретик петербургской Новой академии изящных искусств». Тоже да. Человек, придумавший, согласно легенде, в России рейв, к концу жизни превратившийся в слепого старца, проповедавшего вечную красоту.
Центральным событием стала выставка «Пространство Тимура: Петербург--Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова» в залах Главного штаба в Государственном Эрмитаже. Куратор выставки Аркадий Ипполитов объясняет, что это не ретроспектива, она должна лишь обозначить примерные контуры мира, созданного Новиковым. Выставка крайне лаконичная -- всего три зала, в которых представлено чуть более 20 работ. Первый зал -- Петербург Новикова, второй зал посвящен неоакадемизму, здесь выставлены главные полотна -- «Аполлон, попирающий красный квадрат» и «Людвиг II Баварский» (последняя работа Новикова). Третий зал -- это в основном знаменитые «Горизонты» -- трогательные двухчастные «тряпочки», которые стали, пожалуй, самыми узнаваемыми произведениями Новикова. Однако не столь важно, что представлено, важнее как. Выставка проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», который призван обозначить эрмитажную политику в области современного искусства. До этого в рамках проекта состоялись две выставки: «Америка сегодня. Выбор Чарлза Саачи» и «Чак Клоуз. Семь портретов». Первой российской выставкой логично стала экспозиция Тимура Новикова, к которой издан монументальнейший каталог со вступительным словом директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.
После пресс-конференции и осмотра выставки был устроен торжественный прием в пятизвездочном отеле «Кемпински Мойка 22» напротив Эрмитажа. Накрытые столы в атриуме, речи Владика Мамышева-Монро, Сергея Бугаева «Африки», Сергей Шутова, Ольги Тобрелутс. Кажется, они и сами не могли поверить, в происходящее -- в конце 1980-х на месте гостиницы располагался один из сквотов, центров художественной жизни Ленинграда, в котором и «зажигал» Новиков.
Также в Петербурге открылись две «поддерживающие» выставки -- в Мраморном дворце Русского музея -- небольшая экспозиция из фондов отдела новейших течений музея. А в новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры проходит выставка друзей и единомышленников Новикова, художников его круга. Там же, в некрополе мастеров искусств, открылась памятная доска. Случай беспрецедентный -- Тимур Новиков хотел быть похоронен здесь, рядом с могилами Достоевского, Чайковского и пр., но не получилось. Теперь, спустя шесть лет после смерти, его любимое место у фонтана и беседки отмечено памятной доской. В оборот введено понятие «Скамья Тимура» (официально Мемориальная скамья Тимура Новикова), именно здесь в последние годы жизни Тимур Новиков назначал встречи друзьям.
Апофеозом торжеств (хотя по хронологии это был их старт) стало присвоение самолету Airbus A319 авиакомпании S7 Airlines имени «Художник Тимур Новиков». Командир воздушного судна сообщил пассажирам рейса С7 45, вылетевшего утром 24 сентября из московского Домодедово в петербургское Пулково, что они летят самолетом «Тимур Новиков», проинформировал их об этом художнике и выставке в Эрмитаже, после чего бортпроводники начали разносить удивленным пассажирам шампанское. Идея именного самолета не нова, в России она реализуется в различных видах. Так, у «Аэрофлота» есть целые серии -- художники, летчики, писатели, композиторы, правда, прежде это были более традиционные имена. Самолет «Художник Тимур Новиков» отличается от своих коллег тем, что на нем не просто написано имя. Надпись на самолете «Художник Тимур Новиков» выполнена по трафаретам, найденным Сергеем Шутовым, использованы два важнейших новиковских символа -- солнце и самолет, таким образом, по идее организаторов, пассажир оказывается внутри произведения Тимура Новикова. Можно конечно, иронизировать над такой интерпретацией, но ведь это лучше, чем назвать самолет как-нибудь агрессивно и по-имперски. Кроме того, что это художественный жест, хотя бы авиапассажиры узнают, что есть такой художник -- Тимур Новиков.
Александр ЗМЕУЛ