|
|
N°179, 29 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И грянул гром
Стенли Кларк, Маркус Миллер и Виктор Вутен выступили в Доме музыки
Когда-то давным-давно в телепрограмме «Джем-5» (тяжелый рок на «Первом канале» -- было и такое!) прошел сюжет про то, как три бас-гитариста-виртуоза дали совместный концерт на некой музыкальной выставке. Было любопытно, как эти трое со своими басовыми инструментами распределили обязанности. Один играл повторяющуюся остинатную фигуру, второй -- мотив, третий -- соло на безладовом шестиструнном басу, на котором он мог брать довольно высокие ноты. Никто никому не мешал, а выглядело это грандиозно. Но трудно было представить, что такая забавная идея может получить какое-то продолжение. Все-таки три басиста -- это чересчур.
Однако десять с чем-то лет спустя после описываемых событий идея получила продолжение со стороны джазменов. Хорошо известные нашей публике Стенли Кларк, Маркус Миллер и Виктор Вутен объединились в один коллектив SMV, записали альбом и отправились в тур. Тур называется «Гром» (Thunder), москвичи увидели и услышали эту программу вторыми в Европе (до нас басисты выступали в Финляндии, а до Суоми -- в Японии и Сингапуре) аккурат в день рождения великого Джорджа Гершвина. Славный зачин, короче говоря.
Кларк, Миллер и Вутен -- три поколения джазовых басистов. Стенли Кларк, можно сказать, живой классик. Миллер -- некогда соратник Майлса Дейвиса («техно-джазовый» Дейвис времен альбома Tutu его рук дело), автор полудюжины великолепных сольных альбомов, музыки к блокбастерам и любимчик жюри премии «Гремми». Вутен -- виртуоз, экспериментатор, автор эклектичных сольных альбомов и видеошкол. Впрочем, эклектика и позитивная энергетика -- это «фишка» творчества всех троих. Поэтому они так хорошо спелись, и слово спелись кавычить не хочется, поскольку басовые инструменты славной троицы именно поют, а если и гремят, то очень редко и там, где надо.
На сцене вместительного Светлановского зала Дома музыки -- клавиши, барабанная установка, саксофон, бас-кларнет и три бас-гитары, две из которых все любители джаз-рока и фьюжн знают «в лицо»: Fender Jazzmaster Миллера и Alembic Bass Кларка. На сцену выходят клавишник и барабанщик, которые, к слову, тоже оказались интересными креативными музыкантами. Минуту спустя появляются хозяева бас-гитар, и с этого момента от происходящего на сцене просто невозможно оторвать глаз. Поражает взаимодействие, взаимопонимание и взаимоощущение этой команды мечты, сложившейся, кстати, не так уж давно -- впервые музыканты сыграли совместный джем в октябре 2007 года, а работать в студии начали прошлой зимой. Играли в основном новый материал, никаких заигранных тем и стандартов. Миллер периодически брался за саксофон и бас-кларнет, Стенли Кларк исполнил потрясающее соло на контрабасе, а Вутен время от времени играл через примочку, которая до неузнаваемости меняла звук. Его бас пел, как какой-нибудь Fender Rhodes. С таким плывущим звуком можно было пару раз схулиганить. Например, к всеобщему восторгу вплести тему из «Розовой пантеры» Генри Манчини и битловскую Norwegian Wood. Клар, Миллер и Вутен ухитрились так разделить обязанности, что три баса на одной сцене казались не фокусом, а таким совершенно нормальным продуктивным и свежим форматом. То есть это никакой не гром. Скорее уж -- молния.
Александр БЕЛЯЕВ