|
|
N°179, 29 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Великое возрождение» в законе
Туркмены будут жить без Народного совета
Вот уже третий день Туркмения живет по новой конституции. В Ашхабаде 26 сентября состоялось 21-е и последнее в своей истории заседание Халк маслахаты (Народного совета) Туркмении. Почти две с половиной тысячи делегатов, лучших сыновей и дочерей туркменского народа, собрались, чтобы принять новую редакцию основного закона и затем в соответствии с ним же согласиться с мнением «великого сына туркменского народа» Гурбангулы Бердымухамедова (так называли делегаты президента), что Халк маслахаты «выполнил свою миссию и от него целесообразно отказаться».
Его полномочия передаются парламенту и президенту страны. И не так важно, в какой пропорции эти полномочия между ними поделены. Главное -- режим становится более удобным с точки зрения управления. Устраняется ставшая обузой громоздкая надстройка в виде Халк маслахаты, единственным предназначением которой было служить «ширмой народовластия» для устоев ниязовского режима. Новое поколение властителей справедливо сочло эту ширму слишком дорогой в обслуживании и функционально неэффективной. Чего только стоила преемнику Туркменбаши история его воцарения во власти, ведь после объявления 21 декабря 2006 года о смерти Ниязова пришлось действовать оперативно и в обход конституции. Пришлось законного наследника власти спикера парламента Атаева объявлять преступником и арестовывать, созывать совет безопасности, о существовании которого раньше мало кто знал, чтобы на нем провозглашать Бердымухамедова президентом.
В новой редакции конституции упоминается о совете безопасности, и готовится закон, регулирующий его правовое положение. Особое значение в новой редакции основного закона придается «формированию рыночной экономики, основанной на частной, государственной и других формах собственности». Сказано там и об «обеспечении граждан комфортабельным жильем, широком доступе к достижениям науки и культуры, соответствующем мировому уровню образования, в том числе и на платной основе...».
Выступая на Халк маслахаты, президент Бердымухамедов говорил о преобразованиях в Туркмении, о «великом возрождении» и «новой идеологии», когда «государство -- для человека, а главная цель -- его счастье и процветание». Звучали в речи и отзвуки ниязовской «Рухнамы» -- о «славной 50-вековой истории и культуре» туркменского народа. Но о самой книге, авторство которой приписывается Сапармурату Туркменбаши Великому, как и о нем самом, не упоминалось вовсе...
Бердымухамедов, перечисляя важные для Туркмении газотранспортные проекты, не упомянул о Транскаспийском газопроводе, лоббируемом США и Евросоюзом. Зато было сказано об «активной подготовке к реализации проекта Прикаспийской магистрали и реконструкции газопровода Средняя Азия -- Центр», которые отвечают интересам России.
На историческом заседании Народного совета никто не коснулся загадочных событий двухнедельной давности -- имеется в виду двухдневное сражение в центре туркменской столицы. Рассказу об обезвреживании «преступной вооруженной банды наркодельцов» неподалеку от своего дворца, президент Бердымухамедов предпочел короткий пассаж по поводу «некоторых моментов по вопросам здоровья», объявив «решительную борьбу наркомании в эпоху великого возрождения». При этом на днях после новых помилований на свободу выйдут 1670 человек, большинство которых было осуждено за сбыт, изготовление и потребление наркотиков уже в нынешнем, 2008 году. О тех же, кто в полной безвестности многие годы томится в тюрьмах по политическим делам, в «государстве для человека» по-прежнему не вспоминают.
Аркадий ДУБНОВ