|
|
N°55, 29 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мягкий ответ Джорджу Бушу
Европа и Россия вместе обиделись на Америку
Санкт-Петербургский межпарламентский форум по борьбе с терроризмом завершил вчера работу, направив «дружественный мягкий ответ США». Именно так итоговую декларацию конгресса назвал председатель ПАСЕ Петер Шидер. Три дня в Таврическом дворце шли споры о том, кого же следует считать истинным террористом и как с ними бороться, и только на четвертый все встало на свои места благодаря «привету», переданному борцам с экстремистами на берега Невы из Вашингтона.
За день до закрытия форума в столице США были опубликованы списки мировых террористических организаций, деятелям которых запрещен въезд в США. Группы и формирования, действующие на территории Чечни, в этот перечень не попали. Неожиданно это вызвало возмущение всех участников форума, которые три дня то вяло, то активно препирались между собой. Российские и европейские парламентарии соглашались, что с террористами нужно бороться решительно, соблюдая права человека, попутно изничтожая социально-экономические причины терроризма. При этом представители ПАСЕ и ОБСЕ упрекали Россию за жестокость при наведении порядка в Чечне, а отечественные антитеррористы кивали на «вольности», творившиеся и творимые в Югославии, Афганистане и Палестине.
Всеобщее единение случилось вдруг только после ознакомления участников с американскими списками. Петер Шидер в несколько завуалированной форме назвал списки проявлением «двойных стандартов», от которых «мы отказываемся и признаем ведущую роль ООН -- вот наш дружественный и ясный ответ США». Отвечая на вопрос о том, почему в перечне террористов нет чеченских организаций, сопредседатель форума Сергей Миронов также обрушился на любителей тех самых пресловутых «двойных стандартов».
То, что таковые недопустимы, особо подчеркивается и в итоговой декларации форума. Впрочем, несмотря на трехдневные споры, никто из участников конгресса не возражал, что «ни одно государство не должно предоставлять убежище или оказывать поддержку террористам». В декларации указано, что меры по борьбе с терроризмом должны быть направлены против исполнителей терактов и их сообщников, а не по отношению к национальной, этнической или религиозной общности. А военные операции против экстремистов должны проводиться только с согласия Совета Безопасности ООН.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург