|
|
N°179, 29 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ой, мамочки!
Мерил Стрип поет и танцует под музыку ABBA
Есть вещи, которые приличным людям делать не надо бы. Например, сниматься в кино по успешному мюзиклу «Мамма Миа!». Даже если всем интересно, как Мерил Стрип, эта высокоодаренная артистка, способная, кажется, сыграть хоть кошку, хоть поварешку, сможет танцевать, петь, прыгать и резвиться в таком серьезном возрасте.
Борьба за моложавость в наше время перешла всякие границы, и даже границы той возрастной группы (женщины от 35 до 55), на которую, по мнению прокатчиков, рассчитан фильм «Мамма Миа!», снятый дебютанткой в кино и опытным театральным режиссером Филлидой Ллойд. Разницу между кино и театром эта дама не понимает. И если в театре возраст может быть условным, то в кино -- увы, это так -- физический облик исполнителя практически непреодолим, ибо из картинки кино и состоит. И как бы хорошо ни сохранилась фигура, как бы тренировки в фитнес-клубе ни подтянули живот и бока, возраст берет свое, утяжеляя взгляд и накладывая на лицо печать прожитых лет. Что совершенно противопоказано мюзиклу как жанру, где все должно быть легким, гладким, условным.
Особенно такому мюзиклу, как «Мамма Миа!», скроенному из ничего исключительно ради песен группы ABBA -- в спектакле их было 22! История про то, как девушка накануне свадьбы без ведома своей матери посылает письма трем мужчинам, каждый из которых мог быть ее отцом, сама по себе довольно бессмысленна, но вполне годится на то, чтобы как-то связать между собой музыкальные номера, изначально никакого отношения к ней не имеющие. Хотя раз уж в мюзикле должен быть какой-то сюжет, то куда разумнее было бы соотнести его с музыкой. Ну хотя бы отдаленными ассоциациями. Но три романтические женщины -- продюсер Джуди Креймер, сценаристка Кэтрин Джонсон и режиссер Филлида Ллойд, сочинившие этот мюзикл, думали не про смысл, а про неумирающую любовь. И они добились успеха, а успех не судят.
Стяжав лавры на театральных подмостках, дамы решили перенести свое творение в кино, добавив к музыке еще и открыточную красоту греческого острова-курорта. В результате на экране смазливые мордашки невесты и ее подружек, синее южное море, цветы, скалы, пляжи, легкомысленная атмосфера курорта, которую всегда приятно вспомнить, и Мерил Стрип, которая смотрится среди этого антуража дамского романа как слон в посудной лавке. Вокруг нее все таращат глаза, пищат, машут руками, в общем, изображают счастливую суету и энергию, бьющую через край. Мерил Стрип так не умеет. У нее все-таки есть мозги, и это видно. Но госпожа Ллойд, будто не замечая ее индивидуальности, втискивает одну из самых значительных актрис нашего времени в убогую схему пластмассовой куклы Барби. И вот Мерил Стрип старательно поет на фоне заката, а рядом стоит целлулоидным Кеном Пирс Броснан, не знающий куда деть руки, и смотрит на нее оловянным взглядом... Честное слово, становится неловко. (Кстати, прокатчики на этот раз решили не переозвучивать песни, а пустить их в оригинальном исполнении, с титрами. Поэтому вокальные упражнения Мерил Стрип и Пирса Броснана можно услышать как есть, ну с небольшими коррекциями от звукорежиссера. Пели актеры, понятно, в студии. А во время съемок лишь открывали рот.)
Самое интересное, что в США фильм пользовался большим спросом. Аналитики объясняли это тем, что на него пошли женщины среднего возраста, чтобы увидеть, как их условная ровесница обретает личное счастье, а также поет и пляшет наравне с молодыми. Ну все может быть -- думаю, что музыка, которую любил в юности, действительно оказывает волшебное воздействие, особенно на тех, кто потом уже ничего особо не слушал . И таких довольно много (по общему количеству пластинок, выпущенных с 1974 года, года дебюта шведского квартета, ABBA на втором месте в мире после Битлз).
Но все-таки ужасно жаль, что у большой актрисы в фильмографии теперь есть и такая роль. Я не сомневаюсь, что Мерил Стрип могла бы сыграть даже эту идиотскую Донну, если бы эта задача перед ней стояла. Но структура этого фильма вовсе не предполагает никаких осмысленных задач, тут надо только двигать ногами и прыгать, бегать, танцевать. Более всего по уровню исполнения это похоже на новогодние сказки, которые российские телевизионные продюсеры снимают с нашими эстрадными звездами. Но Мерил Стрип не Максим Галкин! А играет примерно так же, представьте себе.
Алена СОЛНЦЕВА