Предвыборная кампания по выборам в сейм (парламент) Литвы только набирает обороты, однако некоторые выводы о характере конфигурации власти можно сделать уже сейчас, не дожидаясь результатов голосования 12 октября. Судя по всему, ни одна партия не сможет одержать столь уверенную победу, чтобы претендовать на единоличное лидерство, и будущее правительство вновь станет коалиционным.
Как и на предыдущих выборах 2004 года, соперничество разворачивается не столько в плоскости идеологий (правые--левые), сколько между «старичками» и «новичками». Схватка идет между традиционными «элитарными» партиями, созданными в начале 1990-х годов (консерваторы и социал-демократы), и новыми, появившимися в начале 2000-х годов. К последним относятся
Партия труда Виктора Успаских, партия «Порядок и справедливость» экс-президента Роландаса Паксаса, а также созданная весной этого года Партия народного прогресса во главе с популярным шоуменом Арунасом Валинскасом.
Пока только пять партий способны преодолеть пятипроцентный барьер на выборах в парламент. По данным опроса, опубликованного на днях в газете "Летувос ритас", 12,4% избирателей проголосовали бы за партию консерваторов и христианских демократов "Союз Отечества". Потом идут партия Паксаса (11,4%) и Трудовая партия (8,7%). На четвертом месте оказалась возглавляемая премьер-министром Гедиминасом Киркиласом Социал-демократическая партия (7,2%). За Партию народного возрождения готово голосовать 7% избирателей.
Партия Валинскаса -- самый яркий участник нынешней кампании. Телепродюсер, один из создателей популярной сатирической телепередачи «Велосипедное шоу» включился в нее поначалу эпатажно, пообещав сделать «нафталиновую» жизнь сейма более живой и веселой. Но в отличие от своего коллеги Виктораса Шеренаса, выступавшего в такой роли на прошлых президентских выборах индивидуально, Валинскас ведет с собой в парламент целую когорту людей из мира культуры, искусства и спорта. Политологи замечают по этому поводу, что бизнесмены, пришедшие в политику в 2000 году вместе с Виктором Успаских, уходят из нее, а их место занимает «новая волна» из богемы.
После выборов у президента Валдаса Адамкуса опять будет головная боль, так как сформированное по итогам выборов правительство может не соответствовать его политическим взглядам. Сам он откровенно симпатизирует «элите», особенно консерваторам. В своих интервью он не раз призывал их объединиться с социал-демократами и на этой основе создать «радужную» коалицию -- так в Литве прозвали объединение левых и правых сил. Однако такие попытки предпринимались уже дважды. В лучшем случае, как это было в 2006 году при формировании кабинета Гедиминаса Киркиласа, игравшие в нем главную роль социал-демократы смогли уговорить консерваторов не мешать им работать. Это произошло исключительно благодаря гибкости премьера. Однако его популярность ныне сильно падает внутри самой партии, и он едва ли сможет сохранить за собой пост лидера социал-демократов. А те, кто его заменит, едва ли захотят портить свою репутацию в глазах избирателей братанием с правыми.
У консерваторов мало шансов сформировать правую коалицию под своим лидерством -- создавать ее будет просто не из кого. Они критически относятся к опыту практической работы социал-демократов с партиями, которые сами правые презрительно называют «популистскими». Однако может случиться и так, что ядро новой коалиции составят сторонники Паксаса и Успаских. В этом случае социал-демократам, занимающим пока в рейтинге четвертое место, достанется незавидная роль младших партнеров по коалиции. Если это и впрямь произойдет, то Литву ожидают заметные перемены во внутренней политике, включая сокращение численности парламента. Более взвешенной и дружественной станет и политика Вильнюса в отношении Москвы.
На этих выборах появились новшества в организации избирательной кампании. Принятое еще четыре года назад решение финансировать партии из госбюджета с ограничением частного спонсорства было дополнено ужесточением требований к политической рекламе. Все кандидаты получили одинаковый бесплатный доступ на радио и телевидение, введена персональная ответственность за распространение компромата, запрещены рекламные ролики. Это позитивно повлияло на общую атмосферу кампании -- она пока еще почти не отмечена «сенсационными разоблачениями» и политическими скандалами, при этом стало заметно больше предметных дебатов и дискуссий.
Впрочем, ограничения на рекламу стимулировали поиск других, не охваченных запретами форм агитации. В бой ринулись кинематографисты, в самом начале агитационной кампании на экраны вышло несколько фильмов на политическую тему. Художественная лента «Пилот» посвящена событиям четырехлетней давности -- импичменту, вынесенному президенту Паксасу. В картине даны портреты многих известных политиков и нарисован пейзаж политических нравов современной Литвы. Другим мощным каналом политических баталий выступил Интернет, на который новые правила не распространяются. Там идут аудио- и видеодебаты, прямые эфиры, политики изо всех сил рекламируют себя через индивидуальные блоги. По мнению председателя Литовского союза журналистов Дайнюса Радзявичюса, никогда еще в стране не было столь интенсивного общения кандидатов с избирателями, как в этот раз.