«Круглый стол» «Социально-экономическое развитие Казахстана. Российские и казахстанские экономические реформы» прошел в Москве на следующий день
после форума руководителей приграничных регионов России и Казахстана в Актюбинске. Любопытную цифру назвал на этом форуме президент России Дмитрий Медведев -- доля межрегиональной торговли в растущем российско-казахстанском товарообороте составляет уже 70%. Иными словами, две трети товарообмена, приближающегося к 20 млрд долл. в год, происходит на уровне прямых связей. Строго говоря, это уже не торговля, а интеграция наших экономик.
Это тем более ценно, что в мировой торговле наши страны в основном выглядят донорами сырья -- у России углеводороды составляют более 50% экспорта, у Казахстана зашкаливают за 60%, как сказал на «круглом столе» Николай Комков из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Правда, как тут же заявил другой участник, директор ИАЦ МГУ Алексей Власов, это в пересчете на душу населения в год -- по полторы тысячи долларов в России и по две -- в Казахстане. Так что сырье не дает нам возможности жить на нефтедоллары, не заботясь о развитии других отраслей. И не случайно амбициозные программы развития «2030» в Казахстане и «2020» в России предусматривают переход к инновационной экономике.
Суть этого процесса предстоит еще осмыслить и уточнить, поскольку застроить обе страны Силиконовыми долинами вряд ли удастся, да и остальной мир не спешит предоставить место нашим новым товарам на своих прилавках. Пока же Казахстан и Россия проводят экономические и социальные реформы, которые, во-первых, позволили бы избавиться от сырьевой зависимости, во-вторых, обеспечили переход к созданию новых производств, а в-третьих, подготовили бы к этим новациям население. Что невозможно в условиях старой социальной инфраструктуры -- успешное развитие трудно представить без эффективной пенсионной реформы или реформы образования. Обеим нашим странам нужны квалифицированные кадры, за которыми сегодня охотятся все развитые государства. В ЕС, например, «привлеченным» готовы платить зарплаты, в полтора раза превышающие обычные. Поэтому Россия и Казахстан просто обязаны вступить в эту гонку за кадрами. По стипендиям президента Казахстана в университетах мира учатся 3 тыс. студентов, которые потом будут работать на родине, по крайней мере обязались делать это в течение пяти лет. России этот опыт тоже может быть явно небесполезен.
Пока идут эти реформы трудно. Пенсионная реформа России захлебнулась и теперь начинается почти с нуля. В Казахстане она все же состоялась, и пенсионный фонд равен 14% ВВП, что позволяет финансовой системе страны рассчитывать на ее поддержку в случае кризиса.
Кстати, о кризисе. В Казахстане банковская реформа прошла раньше российской, государство практически ушло из этой сферы, банки обладают капиталом, равным всему национальному продукту страны, и в последние годы имели одну проблему -- куда его вложить, учитывая ограниченность национальной экономики. Многие банки стали работать в России. Но, набрав большие кредиты на Западе, казахские банки испытали финансовый кризис на год раньше, чем Россия. Как сказал заместитель председателя национального банка Республики Казахстан Данияр Акишев, государственными деньгами был устранен кризис ликвидности. С другой стороны, кризис помог очиститься от некачественных банков, а в целом переориентировал их на работу с внутренними капиталами. Благо, что экономика страны не испытывает кризиса, и, по свидетельству представителя агентства по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алма-Аты Дархана Нурпеисова, выросло число предприятий, выставивших свои акции на фондовые биржи. В России же сейчас идет отказ от IPO, а предприятия скупают свои обесценивающиеся акции. Так что чужой опыт не всегда применим, несмотря на близость наших экономик и большую интеграцию, но знать его полезно, чтобы не повторять чужих ошибок.