|
|
N°178, 26 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слишком большая "восьмерка"
Предложение президента Франции Николя Саркози сделать из «большой восьмерки» Топ-13 за счет включения в нее Китая, Индии, ЮАР, Мексики и Бразилии, прозвучавшее с трибуны 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, очень понравилось российским властям и скорее всего понравится многим странам третьего мира. Но если задуматься над ним всерьез, минусов у такого расширения не меньше, чем плюсов.
Сейчас элитный клуб мировых держав объединяет семь ведущих по размерам экономики государств мира, а также пока отстающую от них экономически, но амбициозную политически и очень неплохо вооруженную Россию. Сейчас даже внутри этой «восьмерки» есть существенные (а отчасти даже кажущиеся непреодолимыми в обозримом будущем) стратегические разногласия по линии Россия--Запад, а также тактические разногласия европейских членов G8 и США. Франция и Германия, например, отреагировали на войну России с Грузией одним образом, Великобритания -- другим, а США -- третьим, степень жесткости этих реакций все-таки существенно отличается. То есть на фоне откровенного паралича всех международных политических инстанций, особенно ООН, нынешняя «восьмерка» хотя и более договороспособна, но тоже не в состоянии адекватно и солидарно реагировать на некоторые глобальные угрозы человечеству.
Логика сторонников расширения «восьмерки» за счет Китая, Индии, ЮАР, Мексики и Бразилии проста и понятна. Во-первых, добавляются две крупнейшие страны мира по количеству жителей -- Китай с Индией. Во-вторых, появляется голос целого континента, отсутствующего пока в этой элитарной группе, -- Африки (ЮАР). К тому же Мексика и Бразилия не только большие густонаселенные государства, но еще и быстрорастущие экономики. В-третьих, есть модные прогнозы, что к 2020--2030 году Китай станет первой мировой державой по физическому объему ВВП, Индия второй, а США останутся только третьей. Таким образом, в элитном клубе Топ-13 обеспечивается представительство практически всех континентов (одной Австралии должно быть обидно), большинства населения земного шара и наиболее бурно развивающихся больших стран. Вопрос: зачем?
Если быть до конца честными, такое расширение «восьмерки» фактически является попыткой создать мини-альтернативу ООН, аналог если не мирового правительства, то хотя бы мирового парламента -- организации, где можно пусть даже не решать, но хотя бы ставить наиболее острые глобальные проблемы человечества. Но главный вопрос не в количестве стран, а в способности новой организации стать хоть на йоту эффективнее того же Совета Безопасности ООН, который в последние годы не может принять ни одного решения по судьбоносным для мира темам.
Почему, собственно, та же Россия при наличии в составе клуба элитных держав Индии или Китая начнет лучше договариваться с западными членами нынешней «восьмерки», чем сейчас? Опять же, Китай, при своих гигантских размерах, количестве людей и бурном экономическом росте до сих пор весьма умело избегает роли мировой сверхдержавы, стараясь не ввязываться в решение проблем, не касающихся его внутренних интересов. Индия и Китай еще и страны с большим потенциалом внутренней нестабильности, сепаратистскими очагами, которые не позволят им, например, занимать однозначную позицию по ключевой для современного мира проблеме -- основывать международные отношения на незыблемости границ или на праве наций на самоопределение вплоть до отделения. ЮАР, Мексика и Бразилия -- при всем уважении к Африке как континенту, мексиканской текиле и ацтекам, а также к бразильскому футболу -- ни с какой стороны не тянут на роль ведущих держав мира, способных определять контуры мирового развития.
Вообще не факт, что 13 державам с разным менталитетом, несовпадающими интересами, несопоставимыми экономическими возможностями будет договориться легче, чем восьми, в ряду которых, будем откровенны, ментально стоит особняком только Россия. Желание сделать элитный клуб держав более представительным внешне выглядит демократично. Но для прочности мира без разницы, где именно -- на уровне Совбеза ООН или Топ-13 -- Россия с Китаем не дадут принять санкции против режима Роберта Мугабе в Зимбабве или надавить на Иран. Также неважно, где США заблокируют попытки России сделать Южную Осетию и Абхазию субъектами международного права, заодно закрепив там российское военное присутствие.
Возможно, гораздо разумнее было бы уменьшить степень разногласий и взаимной агрессивной риторики между США, Россией и Евросоюзом, улучшить степень взаимопонимания в рамках существующей «большой восьмерки». А Китай с Индией вполне могут реализовать свои геополитические амбиции (к счастью для мира, пока относительно скромные) в рамках постоянного членства в Совете Безопасности ООН, а также участием в урегулировании различных региональных и международных конфликтов в качестве посредников. Что касается Африки, то этот континент, к великому несчастью, на обозримую историческую перспективу выглядит скорее как зона бедствия, которой должно помогать встать на ноги остальное человечество. Но уж точно не как один из активных и влиятельных полюсов нового мирового порядка.
Так что прежде чем расширять «восьмерку», стоит хорошенько подумать, чего в этой идее больше -- политического популизма или желания наладить действительно конструктивный диалог в мировом масштабе. Диалог, который сейчас действительно необходим как никогда.
Семен Новопрудский