Время новостей
     N°177, 25 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.09.2008
Надежда на стабилизацию рынка
Игорь Сечин подвел итоги первого дня торгов на Санкт-Петербургской сырьевой бирже
Вице-премьер Игорь Сечин вчера подводил первые итоги работы Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, открывшейся в минувший вторник. Несмотря на то что вице-премьер, курирующий в правительстве ТЭК, даже не нашел времени для поездки на открытие новой торговой площадки (что весьма показательно для статуса этой площадки), тон его комментариев в целом был весьма одобрительным. «Сегодня речь идет о проведении предварительных торгов, отрабатываются технологии бесперебойной торговли», -- заявил г-н Сечин. Сначала биржа, за создание которой выступал Владимир Путин, будет использоваться только для реализации нефтепродуктов, что в условиях высокой стоимости бензина и авиакеросина, по мнению Минэкономразвития, разработавшего ее концепцию, должно сделать более прозрачным механизм ценообразования. «Цены на бензин и так снижаются. Таких резких скачков не предвидится. Хорошо, если рынок бензинов стабилизируется», -- спрогнозировал тенденцию г-н Сечин.

Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа была создана в апреле, а получила лицензию ФСФР в конце мая. Учредителями биржи стали государственные (или близкие к государству) структуры -- «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Роснефть», «Газпром нефть», «Зарубежнефть», «Сургутнефтегаз», а также «Совкомфлот», РЖД, ВТБ, Сбербанк и Газпромбанк. Первые торги состоялись во вторник. Их объемы, как и ожидалось, оказались незначительными: общий объем сделок составил всего 1,5 тыс. тонн на сумму 35,559 млн руб. Тонна авиационного топлива продавалась за 24,74 тыс. руб., в то время как в московских аэропортах самолеты заправляют по цене 29,5 тыс. руб. за тонну.

Эксперты оценивают создание биржи довольно скептически. «Мы готовы принять участие в торгах на Санкт-Петербургской бирже, правда, это зависит от условий», -- рассказали «Времени новостей» в ЛУКОЙЛе. По словам представителя компании, она готова вести торги только нефтью, а не нефтепродуктами. Но когда начнутся такие торги, неизвестно. Кроме того, как заявляют в ЛУКОЙЛе, компании «нужны только крупные объемы продаж -- десятки, сотни тысяч тонн». А таких объемов на бирже пока нет и в обозримой перспективе не предвидится. А потому нефтяные компании не спешат на биржу.

Именно поэтому г-н Сечин вынужден был вчера заявить: «Нужно будет сосредоточиться на поиске способов стимулирования наших поставщиков. Конкретные идеи имеются». Вице-премьер пообещал ознакомить с ними премьер-министра Владимира Путина. При этом, как заявляли ранее в Минэкономразвития, чтобы заинтересовать нефтяные компании, был изменен механизм формирования биржи: государство отказалось от прямого участия в ней, а его интересы стали представлять госкомпании, которые стали учредителями.

Но даже если правительство сейчас займется активным поиском поставщиков, то необходимо задуматься также и о привлечении на торговую площадку крупных покупателей. «Нас интересовала бы работа с крупными покупателями -- Минобороны, МЧС, РЖД, авиационными предприятиями, сельхозпроизводителями», -- рассказали в ЛУКОЙЛе. Заявили о своем согласии участвовать в торгах на бирже вчера и в ТНК-ВР, правда, на каких условиях компания собирается это делать, в консорциуме сказать затруднились.

Кроме того, г-н Сечин похвалил вчера и нефтяные компании, которые согласились поставлять для энергетиков дизельное топливо и мазут по фиксированным ценам, за сознательность, ведь правительство опасалось, что снижение экспортных пошлин могло привести к росту цен этих видов топлива. «Но нефтяные компании сформировали командный подход и обратились с предложением по обеспечению поставок мазута и дизеля для энергетики в осенне-зимний период в Минэнерго, -- сказал вице-премьер. --Таким образом, это не должно повлиять на обеспечение топливом внутреннего рынка и на цены топлива». Как отметил г-н Сечин, соглашение будет действовать с 20 сентября 2008 года по 1 марта 2009 года.

Кирилл МЕЛЬНИКОВ