Федеральная служба по тарифам (ФСТ) в очередной раз в этом году решила
внести свой вклад в рост инфляции, одновременно подыгрывая "Российским железным дорогам". Если тарифы на
грузовые перевозки было решено дополнительно проиндексировать весной, в результате чего они
за год подорожали на 16,3% вместо обещанных правительством ранее 11%, то тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах, сидячих вагонах нескоростных поездов, а также комиссионные сборы за оформление билетов подорожают еще на 12% с 1 октября. Таким образом, годовое подорожание составит 27,7% вместо обещанных ранее 14%.
Тарифы на пассажирские перевозки в последнее время обычно регулировались один раз в год -- на период с 1 января по 31 декабря. В частности, с 1 января 2008 года они были повышены на 14%. При этом государство в лице ФСТ, утверждая индексацию, провозгласило, что разбивает год на более двух десятков периодов, в течение которых к среднегодовому тарифу будут применяться либо скидки, либо надбавки. Разумеется, надбавки применялись все лето, а когда пришла пора предоставлять обещанные скидки, вдруг было решено индексировать тарифы на 12%.
Весной этого года, когда правительство решило проиндексировать тарифы на грузовые перевозки, директор департамента стратегического анализа компании ФБК
Игорь Николаев говорил «Времени новостей», что адекватно проанализировать издержки РЖД невозможно: «Естественные монополии являются также монополистами и на информацию. Все думают, что государство может как-то регулировать издержки. Я по своему опыту скажу: это невозможно. Ведь вся информация о работе ОАО -- коммерческая, техническая, узкоспециализированная. И из-за этого они какие хотите цифры могут нарисовать». Следовательно, по его мнению, государство, которое провозгласило своей целью борьбу с инфляцией, должно не идти на поводу у монополиста, а индексировать тарифы по минимуму. И, разумеется, стимулировать конкуренцию в тех сегментах, где это возможно. Пока же руководство РЖД не заинтересовано в конкурентах, а чиновники идут у него на поводу.
На вопрос о том, почему ФСТ вчера все же решила существенно повысить тарифы с 1 октября, в пресс-службе ведомства «Времени новостей» сообщили, что такая мера записана в прогнозе социально-экономического развития страны до 2010 года, который был утвержден на заседании правительства 21 августа. Впрочем, в этом прогнозе говорилось лишь о том, что подобное повышение тарифов «потребуется» «в целях сокращения перекрестного субсидирования пассажирских железнодорожных перевозок в дальнем следовании в регулируемом секторе за счет общего финансового результата деятельности ОАО «РЖД», а также с целью сокращения объемов субсидий, предусматриваемых в федеральном бюджете для целей компенсации потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах)». Таким образом, ФСТ всю ответственность за столь резкое увеличение тарифов на социальные железнодорожные перевозки переложила на правительство Владимира Путина.
Относительно того, какой вклад в инфляцию дает подобный рост тарифов, точных расчетов нет. Однако Игорь Николаев из ФБК полагает, что он дает дополнительно примерно 0,1--0,2%. При этом эксперт не считает, что рост тарифов как-либо отразится на пассажиропотоке: «РЖД -- монополия. Поэтому разве что, может, мизерный процент не поедет в отпуск по железной дороге». Иными словами, люди в любом случае поедут поездом, потому что другого выбора у них зачастую нет, с соответствующими последствиями для своих кошельков.
Что касается цифр, то, например, проезд по маршруту Москва -- Нижний Новгород 1 октября в плацкартном вагоне без комплекта постельного белья подорожает с 262,8 руб. до 294,3 руб. (год назад цена составляла 230,5 руб.), в сидячем -- с 180,9 руб. до 202,6 руб. (в прошлом году -- 158,7 руб.). А, например, 29--30 декабря, когда действует наибольший сезонный коэффициент, проезд в плацкарте будет стоить не 488,5 руб., а 547,1 руб. (в эти же числа 2007 года он стоил 428,5 руб.), в сидячем вагоне -- не 336,3, а 376,6 руб. (в 2007 году -- 295 руб.). Комиссионный сбор за покупку билета не на станции отправления увеличится со 115 руб. до 128,8 руб., сбор за возврат билета -- с 79,2 руб. до 88,7 руб.
РЖД же поспешило откреститься от решения о повышении стоимости проезда: «Решение относится к компетенции ФСТ, и комментировать размеры повышения этих тарифов может только сама ФСТ либо правительство. Проект документа, видимо, был согласован с РЖД, однако за окончательное решение ответственность несет ФСТ, -- заявил «Времени новостей» начальник пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев. -- РЖД в рамках своей компетенции устанавливает тарифы на проезд в купейных вагонах и вагонах категории «люкс». Обычно это делается в конце года, так же будет и на этот раз. Информации о размерах планируемого повышения «купейных» тарифов у меня нет, а строить догадки на этот счет я не могу».
Также вчера ФСТ утвердила документ, который показывает, на сколько нужно повысить проезд в плацкартном и общем вагоне, чтобы перевозки в них вышли на экономически обоснованный уровень. Как он рассчитывался, служба не поясняет, однако указывает, что он необходим для определения потерь РЖД. В нем говорится, что для безубыточной деятельности РЖД проезд в плацкартных вагонах должен был бы в этом году подорожать на 78,4%, в 2009 году -- в 2,1 раза, в 2010 году -- в 2,4 раза. Проезд в общих вагонах и сидячих нескоростных поездов в этом году должен был бы подорожать в 2,225 раза, в 2009 году -- 2,641 раза, в 2010 году -- в 3,007 раза. При этом служба делает оговорку о том, что утверждение этих коэффициентов не повлечет увеличения тарифной нагрузки на пассажиров плацкартных, общих и сидячих вагонов.
Г-н Николаев из ФБК говорит, что в принципе он согласен с тем, что подобные коэффициенты позволили бы сделать пассажирские перевозки безубыточными -- иными словами, позволили бы снять проблему перекрестного субсидирования. «Но может ли страна это позволить? Даже теоретически -- нет, даже несмотря на прошлогоднее решение правительства об ускоренном росте тарифов. Я рассматриваю эти коэффициенты как своего рода механизм давления: дескать, смотрите, на сколько нужно увеличить тарифы, если РЖД не получит компенсации из бюджета на пассажирские перевозки».
Как известно, государство уже два года подряд компенсирует РЖД убытки от перевозки пассажиров. В частности, в бюджете на этот год в адрес РЖД на эти цели выделено 19,4 млрд руб. (первоначально -- 16,4 млрд, однако впоследствии поправками в документ было добавлено еще 3 млрд), на следующий год субсидии запланированы на уровне 22,6 млрд руб., на 2010 год -- 24,069 млрд руб. При этом очевидно, что, как и в этом году, сумма компенсации будет увеличена. А в 2006 году руководство РЖД оценивало убытки от перевозки пассажиров на уровне 25--27 млрд руб. в год и прогнозировало, что они будут снижаться за счет роста прибыли от перевозок в купейных вагонах и вагонах «люкс», тарифы на которые РЖД регулирует самостоятельно.
Примечательно, что в то время, когда ФСТ утверждала новые тарифы, глава РЖД Владимир Якунин в Берлине презентовал новый поезд Velaro Rus, изготовленный Siemens для работы на линиях Москва -- Санкт-Петербург и Москва -- Нижний Новгород. Тарифы на проезд в подобных высокоскоростных поездах государством также не регулируется, а потому, очевидно, компании выгодно развивать лишь сегмент дорогостоящих перевозок. Надо полагать, в ущерб бюджетным перевозкам, о развитии которых РЖД заявляло полтора года назад, но с тех пор ничего так и не сдела.