Колыма в первую очередь знаменита своими золотыми приисками и страшными сталинскими лагерями. На использовании этих двух символов и была построена программа однодневного визита в Магадан президента Дмитрия Медведева. Деловая часть визита была обозначена рядом жестких заявлений лидера страны, касающихся роли бизнеса и власти в социально-экономическом развитии регионов.
Обеим сторонам процесса (то есть бизнесу и власти) президент в довольно жесткой форме посоветовал слушать, что говорит другая сторона, и соизмерять свои действия с пожеланиями контрагента.
Доклад губернатора Магаданской области Николая Дудова занял почти час, но все выступление предсказуемо было посвящено различным статьям затрат федеральных денег на развитие Колымского края.
Освоение Магаданской области началось в 30-е годы прошлого века, когда геологи нашли здесь крупные промышленные запасы золота. Советский трест "Дальстрой" (в современной трактовке госкорпорация) должен был в кратчайшие сроки построить в чистом поле автомобильные дороги, разработать месторождения и обеспечить работающих продовольствием. В годы сталинских репрессий проблема решалась рабским трудом сотен тысяч заключенных, огромная часть которых здесь и погибла. Теперь власти предстоит понять, каким образом обеспечить развитие Магадана без использования этого ресурса.
"Весь экономический потенциал региона был создан потом и кровью миллионов наших соотечественников. И мы не имеем права растранжирить то, что нам досталось такой ценой", -- заявил Дмитрий Медведев на совещании по социально-экономическому развитию региона. Положение в регионе, земли которого крайне богаты полезными ископаемыми (в частности, в здешних недрах содержится половина общероссийского запаса серебра), остается крайне тяжелым. Регион относится к высокодотационным. Каждый шестой магаданец живет за чертой бедности.
Основная дискуссия по вопросу, как поднять благосостояние области, была связана с идеей создания здесь особой экономической зоны новой формации. Накануне,
находясь на Чукотке, министр регионального развития Дмитрий Козак предложил, ссылаясь на международный опыт, создать льготный налоговый и таможенный режим для четырех российских регионов -- Чукотки, Камчатки, Магадана и Сахалина. Собственно, Магадан уже имел статус особой зоны в 90-е годы прошлого века и до сих пор сохраняет налоговые льготы. Это, однако, не привело его к экономическому процветанию. Президент в отличие от проведенного накануне совещания в столице Чукотки Анадыре эту идею уже не отвергал. "Я пока вас ни к чему не подталкиваю. Мы еще раз вернемся к обсуждению этого вопроса", -- заявил он.
Евгений Иванов, генеральный директор компании "Полюс Золото", владеющей лицензией на разработку крупнейшего в области золоторудного месторождения
"Наталка", жаловался на совещании на огромные
трудности работы на Колыме, но получил неожиданно резкий отпор главы государства. "Если у вас маргинальная экономика проекта, так откажитесь, других найдем. Мы тогда лицензию заберем. Или работайте. Скулить не надо. Это все же золото, а не подъем животноводства в нечерноземной области", -- полностью в стиле своего предшественника высказался Дмитрий Медведев. Уже после совещания министр экономического развития Эльвира Набиуллина успокоила журналистов, что планов отзывать лицензию на "Наталку" у компании "Полюс Золото" ни у кого нет.
Президент поручил Министерству финансов вернуться к вопросу об НДС при покупке золота физическими лицами. Такое поручение глава государства дал, выслушав на совещании в Магадане доклад одного из предпринимателей, который сообщил, что золотые слитки сейчас не пользуются спросом, хотя в условиях финансового кризиса цены на золото растут. Дело в том, что при покупке людям пришлось бы заплатить 18% НДС, который не возвращается при продаже слитка.
Впрочем, к представителям федерального центра президент отнесся не мягче, чем к местным золотодобытчикам. "Бухгалтерский учет здесь не годится, -- попенял он заместителю министра финансов Антону Силуанову, -- это Дальний Восток, а не Подмосковье".
Одно из узких мест региона, как любят говорить в российском правительстве, связано с демографическим кризисом. Жить и работать в солнечном Магаданском крае практически некому. "Вот мы говорим о том, как придать ускорение экономическому развитию края, но кто работать-то будет? -- поинтересовался президент. -- Здесь 170 тыс. человек живет, они с этим просто не справятся".
Конкретных решений для подъема Колымского края за один день визита найти не удалось. Но президент пообещал, что федеральные власти "будут заниматься проблемами Дальнего Востока в ежедневном режиме".