Европейский суд по правам человека отметил своеобразный юбилей -- на днях он вынес десятитысячное постановление. Участниками его стали Россия и пятеро ее граждан. Дело «Тахаева и другие против России» оригинальным, к сожалению, назвать нельзя. Это лишь одно
из десятков обращений граждан, пострадавших от неправомерных действий властей во время так называемой контртеррористической операции в Чечне. Потерявшие своих родных и свои дома люди идут в Страсбург, чтобы там отстоять свое право на жизнь, право на личную неприкосновенность и неприкосновенность их собственности. Поскольку российские правоохранительные органы и суды были не в состоянии защитить их.
По данной категории дел ЕСПЧ карает Россию, пожалуй, наиболее строго. Выплаты по компенсации морального и материального вреда заявителей, которые суд обязывает выплатить им из бюджета, довольно высоки. Вот и теперь по решению ЕСПЧ пятерым заявителям по делу «Тахаева и другие против России» государству надлежит заплатить в общей сложности около 42 тыс. евро.
ЕСПЧ был учрежден странами -- участницами Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод в 1959 году. А первое свое постановление он вынес через два года -- в 1961-м, по делу «Лолесс против Ирландии». Г-н Лолесс, которому тогда было только 25 лет, в 1956 году несколько месяцев состоял в Ирландской республиканской армии (ТРА) и в декабре того же года был арестован ирландской полицией вместе с несколькими своими товарищами по подозрению в совершении серии терактов в Дублине и Северной Ирландии. ИРА с конца 30-х годов ХХ века была признана «незаконной организацией», и людей могли арестовывать без санкции суда только за один лишь факт членства в ней.
Когда Лолесса и его приятелей начали судить, один из арестованных заявил: «От имени моих товарищей и от своего желаю заявить, что любое оружие и боеприпасы, найденные у нас, должны были использоваться против британских оккупантов для воссоединения нашей страны. У ирландцев нет никаких оснований бояться нас. Мы считаем, что владеем оружием законно, и полагаем, что служить в армии в защиту своей страны -- долг каждого ирландца». А г-н Лолесс вслед поддержал слова своего товарища по оружию. Суд приговорил его к месяцу ареста, и вскоре он вышел на свободу. Правда, ненадолго.
В мае 1957 года за членство в ИРА ирландская полиция его вновь арестовала, и он пробыл в тюрьме до конца года. ЕСПЧ согласился с тем, что арест г-на Лолесса без санкции суда был незаконен, но одновременно Ирландия, которая подписывала Европейскую конвенцию с некоторыми оговорками, касающимися в том числе и ИРА, не нарушила никаких обязательств, а потому никакой компенсации борцу за объединение своей страны присуждено не было.
В полную силу ЕСПЧ заработал в ноябре 1998 года, с момента вступления в силу протокола №11 к конвенции, в котором содержится регламент суда. До этого момента в Страсбурге было принято 837 постановлений. С ноября 1998 года ЕСПЧ стал доступен для 800 млн европейцев, и спустя семь лет, в 2005 году, было принято уже 5958 решений. В последующие три года к ним добавилось еще 4 тыс., и в прошлый четверг ЕСПЧ вынес решение по десятитысячной жалобе. «Эти статистические данные показывают, что было достигнуто судом с момента его реструктуризации в 1998 году. Они показывают, что право на индивидуальную жалобу сегодня -- это неотъемлемая часть системы конвенции и основная характеристика европейской юридической культуры», -- заявил председатель ЕСПЧ Жан-Поль Коста.
Также он отметил, что поток жалоб стал настолько велик, что суд справляется с ними с огромным трудом. Г-н Коста еще раз подчеркнул необходимость сотрудничества ЕСПЧ с правительствами, правоохранительными и судебными органами стран -- участниц конвенции, стремление на национальном уровне максимально обеспечить защиту прав и свобод граждан, чтобы уменьшить нагрузку на ЕСПЧ. «В интересах самих же государств предоставлять эту защиту как необходимое условие верховенства закона, будь то право на жизнь или запрет на применение пыток, право на свободу и личную неприкосновенность или на эффективные средства правовой защиты, право на справедливый суд или свобода самовыражения. Только при таких условиях мы сможем предотвратить те серьезные нарушения прав человека, которые были констатированы в 10 000 постановлениях, вынесенных на сегодняшний день судом», -- заявил председатель ЕСПЧ.
Верховный суд РФ, кстати, уже принял законопроект, который позволит гражданам восстанавливать свои права в рамках национального судопроизводства так же, как это делают в Страсбурге. Этот законопроект нашел одобрение у президента Дмитрия Медведева, но до Госдумы, похоже, пока не добрался.
Юбилейное десятитысячное постановление ЕСПЧ было принято по жалобе пятерых жителей Чечни, членов семьи Аюба Тахаева. В Страсбург пожаловались его родители -- 49-летняя Рабу Тахаева и 56-летний Хашим Тахаев, его сестра -- 31-летняя Заира Тахаева, его сын -- 10-летний Ислам Туманов и его бабушка -- 74-летняя Разет Теркибаева. Своего сына, брата, отца и внука они потеряли в 2002 году, во время зачисток в своем родном селе Мескер-Юрт (Шалинский район Чечни).
Ночью 13 ноября 2002 года к ним в дом ворвались вооруженные люди в камуфляже и масках. Они схватили Хашима Тахиева, связали его и избили. Стариков и женщин заперли в комнатах, велев при этом утихомирить перепуганного ребенка. Командовал военными «мужчина без маски славянской наружности», и «приказы он отдавал по-русски». У Хашима и Аюба потребовали предъявить паспорта, а потом ушли и Аюба забрали с собой. На следующий и через день военные вновь приезжали в их деревню, и еще несколько семейств лишились своих кормильцев.
Семья Тахиевых потратила годы на хождения по прокуратурам, и лишь спустя пять лет -- в 2007 году -- они получили ответ из прокуратуры Чечни о том, что «Аюб Тахиев был похищен неустановленными лицами, вооруженными автоматами и одетыми в камуфляж». Тогда же следователи впервые приехали в Мескер-Юрт, чтобы опросить потерпевших и свидетелей. Причастность к содеянному федеральных служащих так и не была доказана. Впрочем, как и во всех аналогичных случаях
(газета «Время новостей» подробно рассказывала о специфике «чеченских дел» в Страсбурге в номерах от 12 июля 2007 года, 27 июля 2007 года и 30 ноября 2007 года), ЕСПЧ признал, что в отношении Аюба Тахиева и его семьи было нарушено сразу несколько основополагающих статей конвенции: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, запрет на применение пыток, а также право на эффективные способы правовой защиты перед государством. Назначенная судом компенсация, включая материальный, моральный вред и судебные издержки составила 41 650 евро.
Эта жалоба не первая и не последняя среди сотен аналогичных, поданных в ЕСПЧ жителями Чечни. Как сообщила пресс-служба суда, в настоящее время на его рассмотрении находится 94 650 дел. А в прошлом году, помимо 1,5 тыс. принятых постановлений, 27 тыс. жалоб были признаны неприемлемыми. В своей чрезмерной нагрузке Страсбург при этом обвиняет именно нашу страну, поскольку Россия единственная из всех европейских государств отказалась ратифицировать протокол №14, цель которого -- максимально упростить работу суда. И об этом Совет Европы постоянно напоминает России.