Время новостей
     N°176, 24 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.09.2008
Блистательный бизнес
Главная галерея мирового рынка искусств с деловым визитом в Москве
Похоже, что на вопрос «Проникновение?», поставленный в названии первой, пристрельной выставки галереи Лари Гагосяна в прошлом году в Барвихе, Лари дает скорее всего утвердительный ответ. Впрочем, это такой ответ, характерный для дипломатов и крупных бизнесменов, в котором сохраняется место и для интриги, и для отступления, и для различных интерпретаций. Выставка, открывшаяся в здании фабрики «Красный Октябрь», носит загадочное название «То, что вам предстоит», придуманное мастером подобных изречений с мерцающим смыслом Дугласом Гордоном.

По словам куратора выставки Сэма Орлофски, цель выставки «представить результаты развития современными художниками основополагающих тем искусства XX века -- реди-мейда и чистой абстракции». Время и место проведения проекта, а также репутация Лари Гагосяна, крупнейшего галериста и главного запевалы на мировом рынке искусства, вызывает некоторые сомнения в столь миролюбивых намерениях. Но, возможно, как куратор, господин Орлофски не лукавит. Вопросы бизнеса уполномочена решать Виктория Гельфанд, экономист по образованию, директор Лондонского филиала галереи и организатор выставки в Москве. В любом случае задачу можно сформулировать так: современное западное искусство с доставкой на дом. Теперь не нужно ездить в Нью-Йорк или Лондон, чтобы посмотреть или приобрести лучшие образчики современного искусства. И, надо признать, с этой задачей организаторы справились успешно.

По именам и по объему выставка имеет поистине музейный размах. У Лари Гагосяна, наверное, хватит запасов, чтобы устроить персоналку каждого из представленных художников. Персональные выставки Вилемма де Кунинга и Сая Твомбли уже состоялись в Эрмитаже при поддержке Гагосяна. Музейный привкус в данном случае, однако, корректируется брутальностью заводских помещений фабрики «Красный Октябрь». Пространство также отлично подчеркивает драгоценный блеск произведений последних лет, в которых использованы золото, зеркала и фольга. Ни названий, ни имен авторов рядом с работами нет. Это тоже сделано специально -- кому нужно, заглянет в каталог, а кому нужно -- поинтересуется ценой. Так что это еще и своеобразный тест на вкус и на эрудицию для российской финансовой элиты. При рассмотрении экспозиции заметно, что тандем Орлофски--Гельфанд отлично сработался. С одной стороны действительно кажется, что находишься в первоклассном музее. История искусств, как нить Ариадны, ведет зрителя по лабиринтам бывших цехов -- Пикассо, Джакометти, Рой Лихтенштейн, Виллем де Кунинг, Джексон Поллак, Лучио Фонтана, Дэн Флэвин, Луиз Буржуа, Дэвид Смит и далее через Такеши Мураками, Джефа Кунса и Аниша Капура к новым именам, таким, например, как Аарон Янг. Саю Твомбли выделен отдельный зал. С другой стороны не покидает ощущение, что гуляешь где-нибудь в ЦУМе, где все красиво, но запредельно дорого. Каждый автор представлен одной-двумя работами (исключение почему-то составляет Дэвид Смит). Работы не выдающиеся, но беспроигрышные, подкрепленные солидными брендами. Такое и в цене не потеряет, и на стене или в интерьере красиво.

Хаим СОКОЛ
//  читайте тему  //  Выставки