|
|
N°175, 23 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Холодный модерн
В Лондоне любуются на противостояние Востока и Запада
В июле 1959 года на американской выставке в московском парке «Сокольники» произошел жаркий обмен мнениями между советским лидером Никитой Хрущевым и вице-президентом США Ричардом Никсоном, вошедший в историю как «кухонный спор». На выставке демонстрировались товары массового спроса, доступные тогда американским потребителям: автомобили, электроприборы, радиоаппаратура и даже один из первых компьютеров. Изюминкой экспозиции была полностью обставленная и оборудованная квартира «среднего американца».
На этой кухне и разгорелся спор, во время которого Никсон старался доказать, что социализму и капитализму лучше конкурировать в производстве товаров для народа, чем в гонке вооружений. Хрущев внушал своему оппоненту, что Советский Союз все равно сильнее США. И когда Никсон напрямую спросил: «Разве не лучше было бы, если бы мы соревновались не в мощности и количестве ракет, а в достоинствах стиральных машин?» -- Хрущев снова перевел разговор на вооружения: «Но ваши генералы хотят соревноваться в ракетах. Думают, что могут нас разбить».
Огромная фотография, запечатлевшая момент, когда советские руководители осматривают американскую стиральную машину, стала одним из главных экспонатов открывающейся 25 сентября в лондонском Музее Виктории и Альберта выставки «Модерн «холодной войны»: дизайн 1945-1970», которая продлится до января будущего года. «Этот диалог показался нам исключительно символичным, -- сказал «Времени новостей» куратор выставки Дэвид Кроули, -- в нем очень точно отразились мотивы поведения соперничающих сверхдержав: для СССР было важно любой ценой добиться военного преимущества, а США старались сдержать это наступление и в то же время придать идеологическому конфликту человеческое лицо».
«Выставка пытается разобраться в том, как отреагировало искусство на противостояние между Западом и Востоком, -- объясняет Кроули, -- мы хотели показать, что художники, архитекторы, дизайнеры и кинематографисты вольно или невольно включились в соперничество двух политических систем, каждая из которых старалась доказать свое преимущество». Сразу после второй мировой войны это соперничество ярче всего проявилось в архитектуре. В СССР и странах Восточной Европы восстановление разрушенных городов пошло по пути строительства монументальных сооружений и комплексов, наподобие московских высоток или Аллеи Сталина в Берлине. В те же годы на Западе архитекторы искали формы массовой застройки, способной обеспечить людей удобным и недорогим жильем. В качестве примера на выставке представлены фотографии жилого квартала «Интербра», возведенного по проектам выдающихся архитекторов Ле Корбюзье, Уолтера Гропиуса и Оскара Нимейера.
«Очень по-разному отразилась в искусстве опасность атомной войны, -- рассказывает собеседник «ВН», -- официальная советская пропаганда трактовала «атомную гонку» как выдающееся достижение, победу социализма. Соответственно и дизайн выглядел победно и оптимистично. А в США и Европе атомное противостояние вызывало у художников чувство страха и неуверенности в будущем, что широко отразилось в живописи, графике, кино».
Большое внимание уделили устроители выставки «космической одиссее». Из Калужского государственного музея истории космонавтики имени Циолковского позаимствовали копию первого советского спутника и корабля «Восток», в котором облетел планету Юрий Гагарин. Рядом с ними рисунки интерьеров американского «Аполлона», спроектированных известным дизайнером Раймондом Леви. Сильным оказалось влияние космических мотивов на все мировое искусство, и в частности на бытовой дизайн. Этому на выставке посвящен целый зал, где представлены образцы мебели, одежды и бытовых приборов, навеянные космосом. Среди них забавная модель мотороллера «Мессершмит», напоминающая космическую ракету.
«На моей памяти это первая выставка, которая наглядно показывает, что «холодная война» оказала огромное влияние на развитие цивилизации и культуры, -- сказал «ВН» директор Музея Виктории и Альберта г-н Марк Джонс. -- Это соперничество стимулировало мировое искусство и вызвало к жизни множество выдающихся произведений».
Означает ли это, что новое обострение отношений между Западом и Россией может оказаться полезным для мировой культуры? «Не думаю. «Холодная война» была противостоянием двух разных идеологий, у которых были искренние сторонники, -- считает Дэвид Кроули. -- Люди по обе стороны «железного занавеса» верили, что строят лучшее общество. Именно эта искренность и оптимизм соревновавшихся подталкивали фантазию и стимулировали развитие искусств. Насколько я понимаю, сейчас у России нет такой позитивной идеологии».
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон