|
|
N°175, 23 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Согласно жизненному циклу
Идет развитие культурного центра «Эрмитаж--Амстердам»
Попасть на презентацию последнего этапа реконструкции центра «Эрмитаж--Амстердам» очень логично было после посещения 11-й Венецианской архитектурной биеннале. Все те идеи, что были выбраны на биеннале главными, положены в основу музеефикации новой выставочной площадки великого музея России. Эти идеи: контекстуальность, средовой подход, уважение к истории, социальный мониторинг. Можно сказать, знакомство с ходом реконструкции «Эрмитаж--Амстердам» стало еще одной, образцовой выставкой на заданную умницей-куратором Венецианской биеннале Аароном Бецки проблему «Архитектура помимо зданий». И снова с сожалением приходится констатировать, что в России на таком деликатнейшем уровне никто проблемы реконструкции и сохранения культурного наследия решать не может. Это честно и показала на биеннале наша самодовольная и чванливая экспозиция в парадных залах павильона-теремка Щусева.
Для нового, самого большого филиала Эрмитажа в столице Голландии выбран отлично рифмующийся со стилем павильонной петровской архитектуры дом Амстелхоф. Он возведен незадолго до основания Санкт-Петербурга, в 1681--1683 годах. До 2007 года сохранял свою изначальную функцию: был благотворительным учреждением, домом для престарелых женщин. Выбрано здание не только согласное с петровской архитектурой Петербурга, но и соответствующее планиметрической системе Зимнего дворца. План -- каре с огромным внутренним двором. По периметру -- анфилады с экспозиционными площадями, лекционным, концертным залами, рестораном. Общее пространство музейного комплекса займет 9 тыс. кв. м. Проект реконструкции выполнило архитектурное бюро Ханса ван Хейсвейка. Проект прост и понятен. Фасады остаются древние. Интерьеры очищаются максимально (тем более что никакой исторической ценности не представляли, много раз перестраивались, в том числе и в XX веке). Создаются просторные, светлые, высокие анфилады с совершенной системой регулирования климата. Эти анфилады по странной иронии чем-то напоминают ненавидимые нашими чиновниками и кураторами русского павильона нынешней архбиеннале залы московского Центрального дома художника: просторные, стерильные, светлые, готовые к любым экспозиционным решениям. Функционализм, прагматизм, этика и никакой жлобской роскоши.
За оборудование и сдержанный дизайн отвечает ателье Merkx and Girod. Ландшафтный архитектор Михаил Ван Гессель устроит во дворе зеленый квадрат газона с сохранением существующих прекрасных каштанов.
Вот, казалось бы, если существующее здание не сносится, не искажается его облик, если оно просто принимает почетную для себя миссию быть еще одним центром городской культуры, существует ли необходимость спрашивать каких-то там окрестных жителей какого-то их мнения на этот счет? У нас бы просто и лаконично сказали: радуйтесь, ведь не тюрьму же и не бордель в вашем микрорайоне открываем. В Голландии такая радость «по разнарядке» не прокатит. Все живущие в округе жители получили приглашение на экскурсию и лекцию, посвященные новому центру. С самыми большими скептиками нянчились дольше всего. И покорно ждали согласия. В итоге получили. А чтобы изменить цвет переплетов с модных сейчас в Амстердаме темно-бирюзовых на аутентичные XVII веку бордовые, потребовалось ни много ни мало согласие местного ГУОП (управления охраной памятников).
Стоимость проекта -- 39 млн евро. Деньги собраны управляющим проектом фондом «Эрмитаж--Амстердам» (директор -- Михаил Пиотровский). Вносили деньги правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, по закону отчисляющие от своих огромных прибылей на нужды культуры телевизионные лотереи, а также фирма Philips, банк Fortis, пивоварня Heineken. Помогает поднять проект и Общество друзей Эрмитажа. Пока договор на аренду Амстелхофа Эрмитажем заключен на пятнадцать лет.
Предполагается, что выставочный центр Амстелхоф откроется в июне 2009 года. Михаил Пиотровский рассказал приглашенным из России журналистам, что первой выставкой нового филиала станет экспозиция «При русском дворе». С помощью экспонатов в анфиладах инсценируют роскошный бал и торжественный царский прием. Планируется, что «Двор» пробудет в Амстелхофе до января 2010 года. Затем обещают выставки «Истоки современного искусства» и уже известную в России «Александр Великий -- путь на Восток». Для масштабных проектов в огромном здании приглашают участвовать и другие российские музеи.
Сегодня же центр «Эрмитаж--Амстердам» размещается в примыкающей к Амстелхофу небольшой вилле Неерландия. 20 сентября там открылась десятая по счету в рамках проекта «Эрмитаж--Амстердам» выставка «Каспар Давид Фридрих и немецкий романтический пейзаж». Благодаря коллекционному куражу Николая I и его супруги Александры Федоровны в Эрмитаже самое полное собрание работ романтического пейзажиста за пределами Германии. Экспозиция, подготовленная ведущими научными сотрудниками Эрмитажа Б. Асварищем, М. Дединкиным и голландским историком искусства Хенком ван Осом, устроена элегантно. Работы Фридриха поданы в оправе из романтической видописи любимых в начале позапрошлого века немецких мастеров. И сегодня чинная режиссура созерцания героями Фридриха далей, закатов, горизонтов и панорам готических городов воспринимается не пыльно, а очень даже современно, в контексте предыстории новейшего, кинематографического зрения, подготовленного модой на косморамы, диорамы и прочую движущуюся в пространстве и во времени оптическую сценографию.
Выставка Фридриха будет в Неерландии последней. Устройство филиала Эрмитаж--Амстердам символически связано с циклом жизни человеческой. В бывший дом престарелых Амстелхоф въедет музей, а существующий выставочный зал «Неерландия» в рамках той же эрмитажной программы будет отдан детскому культурному центру.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Амстердам--Москва