В ГУВД остаются равнодушными к расследованию о зверском избиении молодых людей в ОВД «Сокольники»
Расследование
скандального уголовного дела о зверском избиении пяти молодых людей в московском ОВД «Сокольники», как стало известно "Времени новостей", сдвинулось с мертвой точки. Спустя почти полгода после ЧП, происшедшего в начале апреля и ставшего поводом для проведения митинга по девизом "Долой ментовской беспредел!" (он закончился очередной потасовкой с милицией), отдел Следственного комитета при прокуратуре (СКП) по Преображенскому району начал допрашивать ребят и назначил судебно-медицинскую экспертизу, которая определит степень причиненного их здоровью вреда. После этого потерпевшие станут потерпевшими уже официально, следователи проведут опознание и очные ставки с потенциальными подозреваемыми, которым предъявят обвинение, изберут меру пресечения, и, установив все факты и завершив расследование, материалы дела передадут в суд.
Но так произойдет только в том случае, если на пути следствия не будут возникать препятствия. А они уже возникли. Как рассказал «Времени новостей» адвокат избитых мальчиков Евгений Черноусов, ГУВД, в обязанности которого входит осуществление оперативного сопровождения следствия, упорно не желает что-либо делать.
Как уже рассказывала газета «Время новостей»
(см. номер от 10 июля), этот скандальный случай произошел 4 апреля. Около станции метро «Сокольники» несколько сотрудников местного ОВД задержали Всеволода Остапова и стали его бить. За приятеля заступился Кирилл Карязин, на которого тут же обрушились милицейские дубинки. Наблюдавший за происходящим Семен Овчаренко захотел засвидетельствовать незаконность задержания Севы. Ребят повезли в отделение, и туда же отправилась толпа, человек 30, -- возмущенные происходящим люди выражали солидарность молодым людям и требовали отпустить их. Однако блюстителей правопорядка это только разозлило. Они буквально выдернули из толпы еще двоих -- Олега Колесникова и Бориса Рощупкина -- и затащили их в отделение. Толпа в испуге разбежалась, а тех, кто оказался в руках милиции, ждал настоящий кошмар.
Как рассказывали потом потерпевшие, их избивали в течение нескольких часов. Били жестоко -- ногами, кулаками, дубинками, электрошокерами, ремнями. В ход пошел даже томик Шопенгауэра, который милиционеры нашли в рюкзаке Кирилла Карязина и которым били ему по голове, называя «жидовским г...ом» и обвиняя в «развале России». Ребят допрашивали, требовали сознаться в том, что они нарушали общественный порядок. При этом трое из задержанных на тот момент были несовершеннолетними, и допрашивать их в отсутствие родителей, педагогов и адвокатов категорически запрещено. Допросы велись с таким усердием и пристрастием, что сами палачи вынуждены были отвезти своих жертв в больницу, а Кирилла, у которого случился сердечный приступ и который уже сам не мог стоять на ногах, буквально за ноги выволокли из отделения и бросили на пол машины.
Врачи 33-й горбольницы, куда привезли ребят, нисколько не удивились их состоянию и удовлетворились объяснением милиционеров о том, что все они «наркоманы с передозировкой». Тем не менее экспертиза на алкоголь и наркотики была отрицательной.
Управление собственной безопасности ГУВД после обращения родителей молодых людей провело служебную проверку в ОВД «Сокольники», но никаких нарушений не обнаружило, а общественности сообщили, что их коллеги действовали правомерно -- пытались предотвратить массовую драку у метро, а потому вынуждены были применить спецсредства.
Уголовное дело все-таки удалось возбудить, но только спустя три месяца, в июле. Расследованием занялся отдел СКП по Преображенскому району. «Следователь Павел Слюсарев поочередно допрашивает ребят, уточняет детали происшедшего с тем, чтобы направить материалы для проведения судебно-медицинской экспертизы на предмет определения степени причиненного вреда здоровью, -- рассказал адвокат Евгений Черноусов. -- Как только будут получены результаты этой экспертизы, ребят официально признают потерпевшими, будет проведено опознание подозреваемых и начнутся очные ставки».
Правда, адвокат выразил беспокойство, что следствие может затянуться на неопределенное время или вообще прекратиться. Г-н Черноусов пояснил, что для расследования подобных дел должна создаваться специальная следственно-оперативная группа, руководством ГУВД и московского СКП должен быть утвержден план расследования. Однако ГУВД, в обязанности которого входит оперативное сопровождение, по его словам, не принимает абсолютно никаких мер. «Если бы я должен был расследовать это дело, я бы его раскрыл за один день. Есть совершенно конкретное место преступления -- здание ОВД «Сокольники», есть потерпевшие, которые готовы опознать своих мучителей. Разобраться, кто из сотрудников чем занимался в ту ночь, проще простого. Но почему-то ничего не происходит, и это уже похоже на анекдот. Если уж вы, милиция, не можете разобраться с тем, что происходит на вашей территории, то на что вы вообще способны?» -- возмущался адвокат.
Г-н Черноусов также рассказал, что правозащитники -- движение «За права человека» и Московская Хельсинкская группа -- отправили начальнику ГУВД Владимиру Пронину письмо, в котором попросили его взять расследование под свой личный контроль. «Они также просили г-на Пронина изыскать возможность для установления в зданиях всех столичных ОВД камер видеонаблюдения, чтобы потом не возникало сомнений, допрашивали ли задержанных в кабинетах «с особым пристрастием» или честных милиционеров просто оговорили. Правозащитники попросили руководство ГУВД проанализировать ситуацию по применению в Москве милиционерами спецсредств. По закону они должны использоваться лишь в исключительных случаях, но дубинки, электрошокеры и наручники сплошь и рядом применяют к людям, которые ни в чем не виноваты», -- сказал г-н Черноусов.