В Гаагском международном суде ООН в пятницу завершились слушания по иску Румынии к Украине по поводу разграничения континентального шельфа и эксклюзивных экономических зон в районе острова Змеиный в западной части Черного моря. С начала сентября состоялись два раунда слушаний. Этот спор не удалось решить полюбовно в течение семи лет двусторонних переговоров, с 2004 года им занимается суд ООН. Ставки заметно возросли на фоне обострения глобальных энергетических проблем: в районе острова обнаружены запасы примерно 100 млрд кубометров газа и 100 млн тонн нефти. Для Румынии, как отмечают местные СМИ, эти подземные кладовые гарантировали бы «20 лет энергетической независимости от России». На время тяжбы стороны согласились не вести разработку месторождений.
Бухарест предлагает разделить шельф и экономическую зону пополам, Киев хочет оставить себе почти все. В ходе слушаний Украина оспаривала карты и другие документы, представленные румынской стороной, как «ошибочные». Румыния называет Змеиный «скалой», Украина -- «морским образованием, благоприятным для жизни людей и экономической деятельности», такая трактовка могла бы значительно расширить украинский морской шельф и эксклюзивную экономическую зону. В советские времена на острове стояли радар и станция глушения вражеских радиоголосов. В последние годы по указанию президента Виктора Ющенко на Змеином построены два причала для кораблей, гостиница, почта и даже отделение банка. На скалу завезли почву, посадили деревья и цветы.
В Бухаресте утверждают, что попытки Киева превратить остров в «потемкинскую деревню» не могут иметь юридических последствий. Украинский представитель в суде Владимир Василенко напирал на то, что в годы второй мировой войны Румыния «была на стороне агрессора и совершила военные преступления на нынешней территории Украины». Во время заседаний суда украинские СМИ обвиняли Бухарест в стремлении наложить лапу на «исторические территории». На это из Румынии звучали встречные обвинения -- дескать, Киев «фальсифицирует историю ради облегчения окончательной аннексии континентального шельфа в Черном море».
Пройдет от трех месяцев до полугода, прежде чем суд ООН в Гааге вынесет свое решение, которое не подлежит пересмотру. Судьи обозначат линию разграничения, как они уже это делали во многих подобных спорах. По мнению главы МИД Румынии Лазэра Комэнеску, решение Гаагского суда позволит обеим сторонам начать эксплуатацию месторождений нефти и газа.
Румынский политолог Корнелиу Влад заметил «Времени новостей», что Бухарест не хотел решать этот спор через Международный суд, напомнив, что переговоры о разграничении шельфа в этом месте между Румынией и СССР проходили еще в 1977--1987 годах, они продолжились с Украиной после подписания румыно-украинского политического договора в 1997 году: «К сожалению, 34 раунда переговоров не дали результата. На слушаниях в суде каждая сторона представила свою точку зрения. По мнению международных экспертов, которые отстаивали позицию Румынии, их язык и аргументы были более близки к международному праву и европейским стандартам, и с этой точки зрения аргументация Румынии вызывала больше доверия».