Проект расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) находится под угрозой серьезного удорожания и затягивания. ТЭО проекта действует до конца сентября этого года, однако меморандум о расширении до сих пор не принят из-за
разногласий акционеров КТК. Как сообщил Интерфаксу источник в консорциуме, собрание акционеров КТК состоится 14--15 октября в Москве: "В повестке дня -- согласование меморандума о расширении трубопроводной системы КТК. Но окончательное решение зависит от позиции BP, так как остальные участники консорциума согласовали меморандум в существующем сейчас виде". Как будет решаться вопрос с ТЭО, источник не сказал. Представители некоторых акционеров КТК в выходные не смогли ничего пояснить «Времени новостей» по этому поводу. Разработка же нового ТЭО может занять не менее двух лет, сообщали ранее представители консорциума.
В минувшую пятницу стало известно, что британская BP намерена как минимум требовать доработки схемы финансирования проекта расширения, а как максимум -- выйти из проекта, продав свои доли в LUKARCO B.V. и Kazakhstan Pipeline Ventures. Причину такого возможного развития событий в компании не называют. Однако, как говорят другие члены консорциума, ВР настаивает на привлечении внешних заимствований для финансирования расширения трубопровода, что не устраивает «Транснефть» и Chevron, выступающих против получения новых кредитов. Пресс-секретарь московского офиса британской компании Владимир Буянов заявил «Времени новостей», что выход из КТК является лишь одним из трех вариантов урегулирования ситуации, но сообщить подробности он отказался. В свою очередь источник Интерфакса в КТК сообщил: «ВР хочет выйти из проекта. Но сначала она должна предложить свои доли в этих СП партнерам -- ЛУКОЙЛу и "Казмунайгазу». Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов сказал журналистам в минувшую пятницу: «Нам не предлагали, и на эту тему переговоров не ведем". При этом он подчеркнул, что между ЛУКОЙЛом и ВР сложились хорошие партнерские отношения по КТК.
КТК является оператором нефтепровода Тенгиз -- Новороссийск, соединяющего месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. При этом КТК -- единственный магистральный нефтепровод на территории России, не входящий в систему «Транснефти». Доли участия правительств -- основателей КТК распределяются следующим образом: Россия -- 24% (в апреле 2007 года этот пакет был передан в управление "Транснефти"), Казахстан -- 19%, Оман -- 7%. Среди частных нефтяных компаний -- участников консорциума у Chevron Caspian Pipeline Consortium Company -- 15%, LUKARCO B.V. -- 12,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited -- 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company -- 7,5%, Agip International (N.A.) N.V. -- 2%, BG Overseas Holding Limited -- 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC -- 1,75% и Oryx Caspian Pipeline LLC -- 1,75%. В начале этого года объявил о выходе из проекта Оман, который отправил России и Казахстану оферту на выкуп принадлежащих ему 7%. Пока решение о том, кому достанется эта доля, не принято. В свою очередь ВP владеет 46% в LUKARCO B.V. и 19% -- в Kazakhstan Pipeline Ventures. То есть опосредованно британская компания контролирует в КТК около 6,1%.
Мощность КТК сейчас составляет 32 млн тонн нефти в год. Однако консорциум уже принял решение о расширении трубопровода до 67 млн тонн в год к 2012 году. Стоимость этого проекта в ценах 2007 года -- 2,5 млрд долл. (в ценах 2005 года -- 2 млрд долл.). На увеличении объемов прокачки каспийской нефти через КТК настаивала прежде всего Россия, которой необходимо было выполнить взятые на себя обязательства по заполнению строящегося трубопровода Бургас--Александруполис. При этом такой шаг полностью лишил возможности окупить затраты нашей страны на строительство КТК, ведь вся прибыль, получаемая за счет прокачки по нему, согласно уставу шла на погашение кредитов, взятых на строительство. А стратегически важное согласие Казахстана все-таки увеличить мощность трубы, достигнутое в мае этого года, отодвинуло возможность получения каких бы то ни было дивидендов для всех членов консорциума еще на неопределенное время.
Как сообщил «Времени новостей» вице-президент «Траснефти» Михаил Барков, суть разногласий с ВР состоит в том, что британская компания настаивает на привлечении кредитов для расширения нефтепровода, с чем другие стороны консорциума не согласны -- по их мнению, финансирование строительства должно осуществляться из внутренних источников. «ВР хочет использовать заемные средства, а это только увеличит долги КТК, который, строго говоря, уже банкрот, -- говорит г-н Барков. -- Поступлений должно быть достаточно для финансирования работ, правда, акционеры должны в таком случае отказаться от получения средств, что, видимо, в BP делать не хотят». Источник, близкий к консорциуму, говорит, что этот вопрос по большому счету встал давно -- когда только начиналось обсуждение вопроса об увеличении мощности КТК. Ведь среди акционеров есть как грузоотправители, так и финансовые инвесторы. И их интересы по вопросу финансирования строительства часто противоположные.
По словам Михаила Баркова, встреча представителей «Траснефти» и BP на прошлой неделе никаких результатов не принесла. «В действиях BP наблюдается какая-то алогичность. Ведь когда расширение КТК будет закончено, стоимость их доли увеличится, что, естественно, принесет гораздо больше прибыли при продаже», -- считает г-н Барков. Источник же, близкий к ВР, говорит, что на продажу доли компания пойдет скорее как на вынужденный шаг, пока же она намерена убеждать участников консорциума более детально рассмотреть вопрос финансирования расширения трубопровода. Ведь абсолютно непонятно, например, что делать, если собственных средств КТК не хватит на проект -- материалы сейчас имеют тенденцию быстро дорожать.
Глава Chevron Иэн Макдональд говорил этой весной в Казахстане, что «задержка с расширением КТК заставляет усомниться в долгосрочных перспективах роста объемов транспортировки нефти в северном направлении» (кстати, именно по этой причине из проекта вышел Оман) и вынуждает поддерживать направление Баку--Тбилиси--Джейхан. Впрочем, готов ли он сейчас повторить эти слова, неизвестно.