Премьеры России и Болгарии Владимир Путин и Сергей Станишев вчера в Сочи обсуждали экономические отношения двух стран. По итогам переговоров г-н Станишев заявил, что вопрос об урегулировании долга России перед Болгарией закрыт: «Дело теперь за минфинами двух стран, которые должны найти взаимоприемлемые решения». Впрочем, министр экономики и энергетики балканской республики Петар Димитров накануне встречи премьеров сообщил «Времени новостей», что суть разногласий состоит по большому счету в том, что Россия ищет возможность погасить долг, составляющий 38 млн долл., поставками товаров, а Болгария предпочла бы наличные. Как сказал министр, российский государственный долг Болгарии не является существенным препятствием для развития сотрудничества. Серьезной же проблемой между двумя странами г-н Димитров назвал споры вокруг использования Болгарией советских лицензий на производство вооружения.
В структуре российско-болгарского товарооборота объемом более 4 млрд долл. в год лишь чуть больше полумиллиарда приходится на болгарский экспорт в Россию, отметил министр. Дефицит Болгарии в торговле с Россией г-н Димитров оценил в 3,24--3,25 млрд долл. в год. В основном он образуется за счет российских поставок нефти в Болгарию. Во время переговоров с российскими партнерами болгарская сторона будет стремиться «активизировать программу уменьшения дисбаланса в торговле», хотя остается открытым вопрос, за счет чего структура этой торговли могла бы быть существенно изменена.
Вопрос о советских лицензиях на производство оружия в Болгарии также не имеет очевидного решения из-за сильных расхождений в позициях сторон. По данным минэкономики Болгарии, за период с 1945 по 1990 год страна подписала с СССР 56 лицензионных соглашений, включающих порядка 600 позиций (конечных изделий, их компонентов, а также разрешений на их ремонт). «Как раз перед демократическим переменами в Восточной Европе, в конце 1980-х, в Болгарии была реализована очень масштабная программа строительства производственных мощностей, рассчитанных на выпуск вооружения для стран Варшавского договора и СССР. По заключенным договорам СССР должен был закупить продукции на сумму около 2 млрд долл. По понятным причинам ничего этого не произошло. Но договоры есть, подписаны, и Болгария ищет компенсации по ним, а Россия, со своей стороны, добивается компенсации за переданную техническую документацию», -- говорит г-н Димитров.
По его словам, с 1996 года Россия перестала предоставлять обновления техдокументации (которые ранее передавались каждые два года), а с 1997 года Болгария перестала перечислять лицензионные платежи.
Теперь отношения в этой сфере осложняются несходством подходов к урегулированию проблемы. «Российские требования скорее политические, чем экономические, -- утверждает г-н Димитров. -- Россия требует, чтобы производство вооружений было поставлено под централизованный межгосударственный контроль, а также возможности осуществлять авторский надзор». Болгария полагает, что ее членство в ЕС и НАТО затрудняет удовлетворение этих требований.
В наиболее масштабной сфере российско-болгарского сотрудничества -- в энергетике -- г-н Димитров не отметил проблемных вопросов. Единственное, чего, по его словам, хотела бы Болгария, чтобы три проекта, реализуемых в этой области --
газопровод «Южный поток», атомная электростанция «Белене» и нефтепровод Бургас--Александруполис, осуществлялись как можно быстрее. Ровно это г-н Станишев обсуждал вчера на встрече с г-ном Путиным.