|
|
N°54, 28 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Удачное время для туристического бизнеса
Туристические фирмы надеются, что иностранцы к нам в Россию все-таки потянутся
Главное профессиональное туристическое событие года -- Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (MITT-2002) -- проходит в эти дни в столице. В выставке участвуют более 2000 экспонентов. Причем только около 40% из них -- российские фирмы. Остальные представляют больше сотни других стран мира. Часть из них уже хорошо освоена российскими отдыхающими. Другие страны используют MITT-2002 как повод впервые предложить свои туристические возможности вниманию российской публики. В нынешней выставке участвуют компании из Боливии, Гватемалы, Эквадора, Сербии, Чили.
По мнению профессионалов, год между MITT-2001 и MITT-2002 был весьма удачен для российского турбизнеса. Особенно на фоне трудностей, выпавших на долю коллег в других странах. Почему так получилось и чего стоит ожидать индустрии отдыха в следующем году, корреспонденту газеты «Время новостей» Михаилу КУКУШКИНУ рассказал президент Российской ассоциации туристических агентств Сергей ШПИЛЬКО.
-- Как вы, Сергей Павлович, оцениваете результаты 2001 года для российской туристической отрасли?
-- Итоги прошлого года -- это безусловно итоги со знаком плюс. Причем не только в чисто статистическом отношении. На рынке происходят некоторые качественные процессы ярко выраженного позитивного характера. Вырос въезд иностранных туристов в Россию. Наши соотечественники тоже больше выезжают за рубеж, и одновременно с их стороны продолжается рост спроса на внутренний туризм.
А курс на развитие внутреннего туризма -- это курс на сохранение денег внутри страны и поддержку национального производителя. Возможна ли ситуация, когда растет и внутренний, и выездной туризм? Возможна. В случае общего стабильного роста экономики, увеличения доходов населения.
Вообще для стран с большим населением и большой территорией (то есть с большим рынком и обширными рекреационными ресурсами) -- таких, как США, Китай, -- характерно преобладание внутреннего туризма над выездным. Как правило, внутренний туристический рынок в таких странах в пять-шесть раз больше, чем исходящие их них международные туристические потоки. В России сейчас складывается примерно такое же соотношение. Правда, статистика этого бизнеса у нас крайне несовершенна, поэтому точных и достоверных цифр на этот счет нет. Тем менее общие тенденции на рынке развиваются в правильном направлении.
-- Насколько туристическая инфраструктура нашей страны готова к тому, что больше людей захотят воспользоваться ее услугами?
-- На внутреннем рынке имеет место общее превышение роста над предложением. То есть все предлагаемые услуги (гостиничные и т.п.), адекватные по соотношению цена/качество, с рынка в сезон просто сметаются. Кроме того, расширяются рамки туристических сезонов. Наряду с традиционными «пиками» (новогодним и летним) формируются новые: майские праздники, периоды школьных каникул, хорошо «грузятся» туристические объекты на уикенды в межсезонье.
Развитие в стране конкурентоспособной материальной базы туризма отчетливо проявилось только в прошлом году. Но мы думаем, что эта тенденция носит устойчивый и долгосрочный характер. Примеров того, что сейчас строится в регионах, много, и они очень убедительные. Вот, например, в апреле в Астраханской области открывается четырехзвездочная база для рыболовов.
Кроме того, все больше расширяется география внутреннего туризма. Она сейчас включает в себя даже регионы, плохо освоенные и во времена советской власти. Тем более что многие места тогда были закрыты для иностранцев да и для наших сограждан. И очень приятно, что в развитие туристического бизнеса все больше вовлекаются соответствующие власти не только на областном, но и на местном уровне. Конкретная работа происходит в малых городах, муниципальных образованиях. Тут яркий пример -- это город Мышкин на Волге. Несмотря на то что рядом с ним находится очень активно привлекающий туристов Углич, мышкинцы, в первую очередь благодаря активности местного руководства, сумели найти и занять свою собственную нишу на туристическом рынке.
На протяжении долгого времени львиная доля туристических доходов в России делалась Москвой, Санкт-Петербургом, городами Золотого кольца, Подмосковьем и южными курортами. Теперь эта картина начинает постепенно меняться за счет включения в турбизнес новых регионов.
Об устойчивом характере развития туристической инфрастуктуры говорит, например, то, что в нее начали вкладываться средства частных граждан и мелких предпринимателей. Так, по данным туристической ассоциации Анапы, на этом курорте в текущем году насчитывается 41 тыс. мест для отдыхающих в «организованном секторе» (то есть в крупных санаториях) и 45 тыс. -- в частном. Причем частный сектор -- это в большинстве своем уже не сарайчики, а вполне современные малые гостиницы до 40--50 мест. Очень важно, что люди за счет своих скромных сбережений начинают финансировать строительство своих собственных гостиниц.
-- Что можете сказать о нашем международном туризме в прошлом году?
-- Если говорить о въездном и выездном рынке, тут самый важный результат прошлого года то, что наш рынок после 11 сентября устоял. Мировой туристический рынок после терактов в Нью-Йорке рухнул. Потери объемов на всех наиболее активных туристических направлениях были беспрецедентными и катастрофическими. В этой ситуации наш выездной турист оказался психологически более устойчивым (я сейчас не берусь судить, хорошо это или плохо, а просто констатирую факт). А в глазах иностранных гостей наша страна набрала очки. Многие годы по разным причинам наша страна была объектом негативного информационного освещения на Западе. Сложился стереотип: эта страна неприветлива, непредсказуема, опасна, связываться с ней не стоит. Трагические происшествия в США, конечно, не могли разом нейтрализовать накопленный эффект всей этой антирекламы. Но они сформировали в глобальном масштабе совершенно новую ситуацию. Вдруг весь мир понял, что и Америка небезопасна и что, может быть, Россия, в таком случае, не так уж плоха.
На изменение имиджа России в положительную сторону уже некоторое время работали и другие факторы. Дело и в том, что сильно изменился внешний вид некоторых российских городов. Лидером тут была Москва, и то, что сделала в этом смысле администрация Юрия Лужкова, трудно переоценить. Не вдаваясь в обсуждение, как и какой ценой это было достигнуто, отметим лишь: Москва показала миру, что Россия может быть другой чисто внешне.
Другой позитивный вклад в имидж России -- это приход Владимира Путина. Кто бы что ни говорил об отдельных шагах президента, в целом он, безусловно, укрепил репутацию России, поскольку во многом о стране судят по поведению ее руководителя за рубежом. Мы, профессионалы турбизнеса, почувствовали, что где-то через полгода после избрания Путина въездной туристический поток усилился.
-- Чем, с вашей точки зрения, MITT-2002 отличается от аналогичных выставок прошлых лет?
-- Нынешняя выставка интересна прежде всего тем, что она отражает все процессы, о которых я говорил. MITT -- это сейчас одна из четырех крупнейших туристических выставок в мире. И то, что она имеет такой высокий рейтинг, уже само по себе говорит о том интересе, который вызывает к себе российский рынок.
Со стороны иностранных профессионалов турбизнеса в этом году мы ожидаем активной борьбы и за выездные российские потоки, и за использование внутренних туристических ресурсов России.
Беседовал Михаил КУКУШКИН