Время новостей
     N°173, 19 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.09.2008
Веселые картинки
На экраны выходит комедия «Гитлер капут!»
Слава Остина Пауэрса манит не менее славы Джеймса Бонда, а значит, популярность кинопародии неистребима. Повлиять на это не могут такие досадные мелочи, как провал (если можно назвать провальной картину с гигантскими сборами) первой пародии в новейшей российской киноистории -- «Самого лучшего фильма». Хотя репутация, конечно, подмочена, и зрительский скепсис -- это что-то вроде антибонуса, доставшегося фильму «Гитлеру капут!» в наследство от киноэксперимента «Комеди Клаба».

«Ну что, так же плохо, как «Самый лучший фильм»?» Этот вопрос задавала я тем, кто удосужился посмотреть «Гитлер капут!» до премьеры (картина была готова давно, просто ее не сумели выпустить в мае: слишком близко к Дню Победы). Тот же вопрос задают сейчас мне те, кто премьеру пропустил. Теперь фильм выходит в широкий прокат, и поразмышлять над этим сравнением сможет каждый желающий. Пока же предлагаю свой вариант ответа: «Гитлер капут!» значительно лучше «Самого лучшего фильма». Попытаюсь объяснять почему.

Резиденты «Комеди Клаб» при всем уважении к ним были, похоже, убеждены, что их появление на большом экране абсолютно самодостаточно, а дополнительных усилий (как то: написать сценарий, пригласить толковых оператора, режиссера и художника-постановщика) прикладывать не стоит. Продюсер Сергей Ливнев и режиссер Марюс Вайсберг понимали, что усилия-то как раз потребуются. И что заставить зрителя смотреть полтора часа на экран очень непросто.

Конечно, понимание задачи еще не гарантирует ее выполнения. Так, сценарий фильма «Гитлер капут!», кажется, либо не был написан вовсе, либо набросан весьма приблизительно. Это вереница гэгов на тему анекдотов «Штирлиц в тылу врага», только и враг, и Штирлиц по мере возможностей приближены к тем, кто смотрит на них из зала, сидя в удобном кресле и поедая поп-корн. Враги говорят на новорусской фене, пилят бюджеты и «зажигают» на корпоративах.

«Штирлиц» (в фильме его фамилия Шуренберг, имя-отчество почему-то Александр Исаевич, а играет его Павел Деревянко) делает все то же самое, что в первоисточнике, но против собственного желания, токмо по воле пославших его партии и правительства. Помимо знакомых по главному сериалу СССР героев есть новые -- собственно, вынесенный в заглавие Гитлер, который на протяжении всего отведенного ему экранного времени либо нюхает кокаин, либо находится под воздействием этого вещества, Ева Браун в исполнении Ксении Собчак, а также несколько персонажей неясного происхождения: везучий партизан Рабинович в виде участника «Нашей Раши» Михаила Галустяна в полосатой тюремной робе, рэпер Тимати, одетый ровно так, как он одет всегда, некто Железный Ганс и изображающий подпольщика в майке, залитой красным вином, юморист Илья Олейников. А также -- special guest из другого российского эпоса, про национальные особенности -- Кузьмич в исполнении Алексея Булдакова. Почти все они живут своей, не имеющей прямого отношения к Шуренбергу жизнью, чем отличаются от Мюллера (Юрий Гальцев), который вяло прессует русского шпиона, и Бормана (Юрий Стоянов), который Шуренберга домогается, потому что он (Борман) гей.

Шутки разбросаны по полю, где носятся в бессмысленном вихре эти игроки, не то чтобы щедрой рукой. Хотя есть и смешные. Мне, например, понравилось про то, что «разведчик без шифровки -- это как одноклассники без точки ру». Эта шутка, как нетрудно догадаться, предваряет падение с неба на парашюте радистки Зины (Анна Семенович). И еще когда по городу везут на платформе макет первой полосы «Комсомолки», а внизу надпись: «Комсомольская правда» -- с 9 мая во всех киосках Германии». Мне, правда, потом объяснили, что это вроде бы продакт плейсмент, но если так, то один из самых удачных. Хороша сцена, где Шуренберг и Зина отстреливаются от фашистов -- каждый с двух рук. И еще когда радистка во время очередной встречи с разведчиком в экстазе взлетает к Луне, не забыв при этом выдернуть оттуда американский флаг и поставить российский. И уж совсем отличное немое действо разыгрывается в приемной Бормана, когда к шефу приходит предмет его воздыханий Александр Исаевич, а два адъютанта заходятся от ревности.

Не так уж много удач на полнометражный фильм. Сюжетной невнятицы и неряшливости гораздо больше. Но смотреть «Гитлер капут!» не скучно и даже приятно. Именно что «смотреть», а не «слушать» и уж тем более не «воспринимать». Видно, что и Ливнев, и Вайсберг, проживая в Америке, не ленились захаживать и в Метрополитен, и в музей современного искусства МоМА, и в Гуггенхайм и в результате прекрасно отдают себе отчет в том, что выражение «поп-иконы» изначально относилось совсем не к Мадонне, Майклу Джексону, Тимати и певице Семенович. Из европейцев предметом вдохновения создателей «Гитлер капут!» явно служат знаменитые французские фотографы Пьер и Жиль, а также наши соцартовцы во главе с Комаром и Меламидом. Дотяни Ливнев и Вайсберг фильм до соц-артовских высот, он из «просто хохмы» мог бы стать высказыванием.

К сожалению, на высказывание «Гитлер капут!» не тянет. Зато высказываний в свой адрес наверняка породит немало. От утверждения, что это фильм о глубочайшем равнодушии нашей попсы ко всему на свете, кроме себя самой, до попытки увидеть в нем некий сеанс психотерапии, когда осмеяние самых мрачных моментов истории помогает изжить страх. На мой взгляд, с обоими утверждениями можно легко согласиться -- все зависит от вашего настроения и от того, каким привыкли вы видеть стакан: полупустым или наполовину полным.

Лариса ЮСИПОВА
//  читайте тему  //  Кино