Вчера в Париже состоялся форум «ЕС -- Центральная Азия» по вопросам безопасности, в котором приняли участие министры иностранных дел всех пяти стран региона -- Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, а также Афганистана. ЕС представлен Верховным комиссаром ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой, еврокомиссаром по вопросам внешних отношений и европейской политики Бенитой Ферреро-Вальднер. Кроме того, здесь присутствуют представители Всемирного банка, МАГАТЭ и других международных структур. Организатором встречи выступил глава французского МИДа Бернар Кушнер, Париж председательствует в Евросоюзе до конца нынешнего года.
Парижский форум призван подтвердить осуществление разработанной министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером в прошлом году (Берлин возглавлял ЕС в первой половине 2007 года)
стратегии ЕС по отношению к Центральной Азии. Ныне, когда г-н Штайнмайер стал кандидатом на пост канцлера Германии от Социал-демократической партии, ему особенно важно продемонстрировать успех своей политики в регионе,
который объединенная Европа рассматривает двояко: как стратегический источник энергоресурсов и одновременно огромный рынок сбыта для своих товаров. Именно так Берлин обосновывал цели ЕС в Центральной Азии, презентуя в прошлом году свою стратегию.
Как сообщил вчера «Времени новостей» по телефону из Парижа представитель ЕС в Центральной Азии французский дипломат Пьер Морель, «повестка дня встречи вовсе не является секретной, ведь ее целью является выработка общей стратегии по обеспечению безопасности, в которой заинтересованы страны огромного региона». Поэтому, подчеркивает г-н Морель (на днях назначен спецпредставителем ЕС в Грузии), наряду с центральноазиатскими министрами в ней принимают участие исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, генсек Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Болат Нургалиев и даже один из заместителей генсека Организации Договора о коллективной безопасности СНГ. По словам дипломата, участие высокопоставленного представителя ШОС следует считать знаковым событием, поскольку он впервые участвует в мероприятии ЕС, проходящем на столь высоком уровне.
Накануне парижского форума в Брюсселе состоялись очередные заседания советов сотрудничества ЕС--Казахстан и ЕС--Узбекистан. Первое из них привлекло особенное внимание наблюдателей одной строчкой выпущенного по его итогам пресс-релиза. «Евросоюз побуждает Казахстан в соответствии с международными принципами не признавать Южную Осетию и Абхазию», говорится в документе. Какой была реакция на этот призыв ЕС представителей Казахстана (делегацию из Астаны возглавлял министр промышленности и торговли Владимир Школьник), остается неизвестным. Однако вряд ли казахстанская делегация стала вступать в Брюсселе в принципиальную дискуссию с европейцами по этому вопросу -- в Астане и сами не спешат следовать за Москвой, чтобы признавать Сухуми и Цхинвали. Это, очевидно, вошло бы в явное противоречие с выдвинутой пару недель назад инициативой президента Казахстана Нурсултана Назарбаева выступить посредником в урегулировании отношений между Москвой и Тбилиси.
Заседание другого совета можно считать особенно важным для Ташкента -- оно предварило уже фактически принятое Евросоюзом решение о снятии большей части санкций, принятых в отношении Узбекистана после жесткого подавления беспорядков в Андижане в мае 2005 года. В числе прочего эти санкции налагали запрет на выдачу виз в страны ЕС дюжины высокопоставленных представителей узбекского руководства. Госсекретарь Франции по европейским делам Жан-Пьер Жуйе отметил достигнутый в Узбекистане прогресс в области прав человека, в частности отмену смертной казни, добавив, что «всегда есть пространство для улучшений». Германия также настаивает на ослаблении санкций, стремясь усилить свое влияние на Ташкент. Кроме того, интересы Берлина в этой стране связаны и с функционированием военно-воздушной базы в пограничном с Афганистаном Термезе, используемой бундесвером для снабжения дислоцированного там контингента НАТО. Ослабление Евросоюзом «узбекских санкций» резко критикуется международными правозащитными организациями и такими авторитетными структурами, как Международная кризисная группа, считающими, что косметические меры Ташкента не меняют тоталитарный характер узбекского режима.