Время новостей
     N°173, 19 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.09.2008
Бобры, хип-хоп и телевидение
«Новая драма» открыта для всех
При объявлении программы седьмого фестиваля «Новая драма» фанфар было меньше, чем прежде, меньше трубилось о том, что фестиваль одной левой заткнет за пояс все прочие, а также о том, что не только в области балета, но и по части написания и освоения новых текстов мы впереди планеты всей. Идеолог «новодрамного» движения, драматург Михаил Угаров на встрече с журналистами даже подпустил пессимизму: мол, надежды были другими, публика оказалась к новым пьесам не готова, и теперь одно остается -- работать на будущее. Тем не менее фестиваль, похоже, начинает расти. В его программе значится больше привозных постановок, которые хочется посмотреть, да и в лабораторной части есть немало интересного.

Что до основной программы, то здесь хедлайнер -- спектакль знаменитого польского театра «Вспулчесны» «Трансфер!», документальное исследование событий конца второй мировой войны, закрученное вокруг Ялтинской конференции («Трансфер!» получил премию за «самое выдающееся театральное событие сезона 2006/07 года» во Вроцлаве и признан лучшим спектаклем на «Польском фестивале пьес. Приятных и неприятных» в Лодзи). Постановщик Ян Клята совсем молод, даже рядом с польскими звездами нового европейского театра Гжегожем Яжиной и Кшиштофом Варликовски, спектакли которых прославили театр «Вспулчесны».

Из прочих привозных постановок программный директор Кристина Матвиенко советует обратить внимание на спектакль кемеровского театра «Ложа» «Закон природы» (режиссер Евгений Сытый), от которого, как уверяют, в восторге некогда создавший «Ложу» Евгений Гришковец. Постановка эта называется «спектаклем-басней» и рассказывает о том, как звери приезжают из Африки по обмену и сообща перевоспитывают бобра. Питерский «Белый театр» даст пьесу финна Мики Мюллюахо «Паника. Мужчины на грани нервного срыва» в постановке отличного артиста Александра Баргмана, который там играет вместе с другим отличным артистом Виталием Коваленко. Из США прибудет весьма неожиданное зрелище -- хип-хоп-спектакль «Несмотря ни на что» о жизни школы в маленьком американском городке. Не исключено, что любопытным окажется и многое другое вроде французской постановки в Челябинске, «театральной анимации» кукольников из Риги, спектаклей из Нового Уренгоя и удмуртского Глазова, когда-то родившихся на драматургических лабораториях «Любимовки».

Гордость «Новой драмы» -- перенятые от той же «Любимовки» читки современных пьес, проводимые молодыми режиссерами с хорошими актерами. На этот раз прозвучат три национальные подборки: польская, немецкоязычная и финская. В параллель к ним пойдет показ полуготовых спектаклей в режиме Work in Progress: тут особенно интригует название постановки Николая Коляды с актерами его театра -- «Немецкие писатели-трансвеститы». Наверняка будет много желающих посмотреть, что получается у Владимира Панкова из постановки с командой «Саундрамы» пьесы Елены Исаевой «Подворотня».

Ну и, наконец, главное -- конкурс. Он проводится только среди пьес. Для фестиваля составляется короткий список лауреатов главных российских драматургических конкурсов, и для каждой устраивается читка. Таких пьес ныне восемь: «Винтовка Мосина» Александра Архипова, «Жизнь удалась» Павла Пряжко, «За линией» Ярославы Пулинович, «Зернохранилище» Натальи Ворожбит (эту пьесу об украинском голодоморе Ворожбит написала по заказу Королевского шекспировского театра), «Кастинг» Германа Грекова, «Соколы» Валерия Печейкина, «Титий Безупречный» Максима Курочкина и «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова. Все они вывешены на сайте «Новой драмы», их можно читать и рецензировать любому, а лучшую из маленьких рецензий, написанную в «Живом журнале» обещают наградить. Но победителя все же определит жюри, составом которого на «Новой драме» гордятся не меньше, чем пьесами. Принципиально, что среди «жюристов» мало людей театральных. Итак (барабанная дробь!), жюри: Любовь Аркус, главный редактор журнала «Сеанс», Татьяна Друбич, актриса, Павел Лунгин, сценарист, режиссер, Сергей Сельянов, кинопродюсер (понятно, есть надежда, что Сельянов и Лунгин положат глаз на какую-то из пьес, как это уже случилось с «жюрившим» «Новую драму» Алексеем Балабановым), Кама Гинкас, режиссер, Екатерина Деготь, искусствовед, Алексей Дьячков, главный редактор «Коровакниги», Алвис Херманис, руководитель Нового рижского театра.

Будет еще и «рамочная программа» -- дискуссии, которые, известная социальной обеспокоенностью «Новая драма», настоятельно рекомендует. Несмотря на то что большей частью их темы ориентированы на людей, причастных к театральным проблемам, тут есть несколько сюжетов, интересных более широкому кругу. Например, «Драматург, ты попал на ТВ. Ты попал?» (ведет Елена Гремина) и «Уроки Праги 68-го. Превращения империй и демократий» (ведет поэт и журналист радио «Свобода» Елена Фанайлова). Имейте в виду: на большую часть мероприятий «Новой драмы» (за исключением, конечно, спектаклей) вход свободный. То есть даже если у вас нет ни копейки, с 20 по 28 сентября ваш интерес к новой драматургии может быть удовлетворен.

Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Театр