Время новостей
     N°173, 19 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.09.2008
Признательные показания
Политологи полагают, что новая внешняя политика России может привести к изменениям во внутренней
Вчера Институт национальной стратегии провел в Доме журналиста «круглый стол» на провокационную тему: «Россия после признания: конец эпохи Ельцина--Путина». Политологи обсудили тему признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Они поделились мнениями о том, был ли абсолютно самостоятелен в своем решении признать независимость грузинских анклавов президент Дмитрий Медведев или же им руководил экс-глава государства, ныне премьер-министр Владимир Путин. Эксперты обсуждали также, является ли это событие началом новой эры в российской политике, как оно отразится на взаимоотношениях России с Западом, по какому пути развития теперь может пойти страна.

Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский напомнил коллегам-политологам, что неоднократно писал о цивилизационном закате, который ждет Россию. Но в свете последних событий, по его мнению, открываются новые возможности. «Решение признать независимость Южной Осетии и Абхазии, безусловно, обострит отношения России с Западом, -- считает г-н Белковский. -- Но дальнейшая логика действий Кремля требует не ухудшения, а улучшения отношений с Западом. Это неизбежно. Для этого нужно будет пойти на реальный шаг по либерализации внутри страны. Раньше Россия сдавала геополитические позиции в обмен на отсутствие интереса к внутренней политике. Теперь ситуация меняется. Поэтому решение о признании независимости является позитивным в самых разных смыслах, даже в тех, о которых в Кремле и не подозревали. Эти исторические возможности будут использованы, или же в противном случае Россию ждет цивилизационный закат, о котором я писал».

Аналитик и публицист Михаил Демурин назвал происходящее «попыткой влить вино новой политики в старые мехи правящего слоя, который и привел к внешнеполитическому кризису». По его мнению, для модернизации российской политики необходим приток новых лиц. Г-н Белковский с этим согласился. Он отметил, что российскую правящую элиту даже нельзя назвать «путинской»: она была сформирована в 90-е годы и лишь разбавлена друзьями и коллегами Путина, которые «не преобладают даже количественно, не говоря уж о влиянии».

«Никакой надежды на модернизацию с появлением Медведева не было. Она появилась только сейчас, после признания независимости Южной Осетии и Абхазии», -- отметил политолог. Он убежден в том, что последние события выявили новую роль Дмитрия Медведева. «Говорили, что война усилит позиции Путина, а Медведев окажется заложником своих решений. Я считаю, что Медведев стал заложником своих же решений. Убежден, что Медведев принял решение самостоятельно и сделал это, чтобы закрепиться в статусе президента. А Путин испытывает сейчас некую ревность. Ведь сам он за восемь лет принять решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии так и не смог. В то же время оправдались прогнозы, что Запад отреагирует мягко, ему не нужен системный конфликт с Россией. Медведев фактически закрепил за собой статус первого лица и консолидировал вокруг себя властные элиты», -- считает Станислав Белковский.

Директор по спецпроектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов также убежден, что решение президента может пойти стране на пользу. «Как только Россия попыталась примерить на себя косовское одеяло, ей тут же отказали в этом. Россия покусилась на святое -- право решать, чей суверенитет стоит признавать, -- сказал политолог. -- На Западе надеялись, что Россия когда-нибудь станет Канадой. Но стало понятно, что в «банду» Россию не берут, а зовут за стол только для того, чтобы съесть. Поэтому теперь у России есть один путь -- усилиться любой ценой, стать одним из полюсов силы. Понятно, что Россия не может размножиться, как Китай, и не может тратить на вооружение столько же денег, как США».

Политолог предложил свой рецепт такого «усиления»: сплотить постсоветские страны. Тех, кто не захочет консолидироваться с Россией, по его мнению, принуждать не нужно, пусть идут своим путем. Но для них стоило бы «ввести максимальные цены на газ и снабжать по остаточному принципу». «Давайте учиться у нашего старшего дипломатического партнера (США. -- Ред.)», -- предложил политолог. Кроме постсоветских стран он предложил брать в союзники страны третьего мира, «которые мы можем снабжать оружием и новыми технологиями».

Директор Центра политической информации Алексей Мухин не согласился с утверждением г-на Белковского о том, что Медведев принял решение самостоятельно. «Это решение было навязано ему Путиным, который играл роль модератора. А Медведев потерял свой либеральный имидж. Лидеры стран «восьмерки» настроились против него. Но при этом он вывел Путина из-под удара», -- считает г-н Мухин. В то же время, по его мнению, изоляция России будет, но только на словах. А при новом президенте США отношения между двумя странами потеплеют, поскольку «исторически они развиваются волнообразно».

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
//  читайте тему  //  Признание независимости Абхазии и Южной Осетии