Недавний
визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Варшаву имел значение не только для отношений двух государств в целом, но и для их конкретных регионов. Руководитель отечественного внешнеполитического ведомства, общаясь с польскими коллегами, обсудил ряд вопросов, касающихся непосредственно Калининградской области, -- эта часть России непосредственно граничит с Польшей. И если в визовой проблеме (речь идет о льготах для жителей приграничных территорий) особых сдвигов пока не намечается, то в деле об открытии судоходства по Калининградскому (поляки называют его Вислинским) заливу стороны, судя по всему, выходят на финишную прямую.
Вопросом, по которому польской и российской дипломатии не удавалось найти компромисс при открытии судоходства по Калининградскому заливу, был флаг третьих стран. Польша настаивала на том, что, поскольку она входит в Европейский союз, по ее водным путям турист из ЕС вправе дойти до Калининградского залива и под своим (а не российским и не польским) флагом зайти в самый западный регион РФ. Варшава предлагала раздел по третьему флагу обязательно включить в текст межгосударственного соглашения. Однако Москва доказывала, что этот документ двусторонний, и поэтому включать в него интересы третьих стран нецелесообразно.
Поначалу Россия предложила Польше компромиссный вариант -- заключить соглашение в усеченном виде, без раздела о спорном флаге, посмотреть, как оно реализуется на практике, сделать выводы и лишь затем вернуться к дискуссии. Однако польский МИД отказался идти на такой шаг. В отечественном внешнеполитическом ведомстве трагедии из сложностей с взаимопониманием делать не стали, предложив вместо этого другой компромиссный вариант -- в соглашении вопрос третьего флага не упоминается, зато специально под него Министерство транспорта РФ готовит постановление федерального кабинета министров, которое и урегулирует спорный вопрос. По сведениям «Времени новостей», такой подход польских дипломатов удовлетворил.
Ожидается, что проект правительственного постановления, касающийся допуска иных судов в акваторию Калининградского (Вислинского) залива, будет подготовлен в течение месяца. Если федеральный кабинет министров одобрит его и документ вступит в силу, затем в сжатые сроки может состояться подписание двустороннего соглашения. После чего документ должен пройти процедуру ратификации в парламентах России и Польши.
Этого, правда, недостаточно, чтобы залив открылся для судов не только на бумаге, но и на деле -- нужна еще сопутствующая инфраструктура (таможенные и пограничные пункты пропуска и оформления, пристани, заправки), с которыми на калининградской стороне напряженка. Так уже случилось с Куршским заливом, который российская Калининградская область делит с соседней Литвой. Соглашение по нему министры двух стран подписали почти год назад, но там до сих пор нет водного пункта пропуска.
Другой калининградский вопрос, который обсуждался в ходе визита министра Лаврова в Варшаву, касался облегчения визового режима для жителей приграничных территорий. Россия ведет по этому вопросу переговоры как с Литвой, так и с Польшей. Эти две страны согласны отменить визы для жителей калининградского приграничья (не далее 30 километров), введя вместо виз более дешевые и простые в получении спецпропуска (возможно, электронные карточки), по которым можно ездить к соседям. При этом поляки, как и литовцы, заняли в переговорном процессе "несимметричную" позицию -- для своих жителей приграничных зон они хотят сделать доступной с помощью спецпропусков всю Калининградскую область. А вот калининградцев дальше чем на 30 километров внутрь своих стран пускать не хотят.
Российский МИД согласен, что в льготную зону можно включить всю Калининградскую область. Вместе с тем отечественные дипломаты предлагают и соседям поступить схожим образом, упростив режим посещения крупных населенных пунктов, таких как Клайпеда в Литве и Гданьск в Польше. Официальная Варшава (равно как и Вильнюс) пока на это не идет. Кроме того, Польша выступает за применение строгих санкций в отношении тех калининградцев, которые выедут за пределы льготной зоны, против чего возражает МИД РФ.
В разработке отдельных соглашений не возникло бы нужды, если бы не вступление в силу Соглашения о взаимном упрощении режима поездок граждан между РФ и ЕС летом прошлого года, которое не учитывало калининградской специфики. Вводя некоторые послабления для жителей Большой России, оно принесло калининградцам большие проблемы, лишив их бесплатных многократных долгосрочных литовских и польских виз, выдававшихся без особых формальностей и очень многим. Туристический, логистический бизнес понес потери. Обращая внимание на сложную ситуацию, калининградцы дошли до комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга. Он в ходе недавнего визита в регион признал, что права жителей Калининградской области оказались ущемлены.