За первенство в урегулировании кавказских проблем разворачивается серьезное дипломатическое соперничество. Вслед за Вашингтоном и Брюсселем
желание стать игроком на региональной политической сцене выразил Тегеран. Глава МИД Ирана Манучер Моттаки провел вчера в столице Грузии переговоры с президентом Михаилом Саакашвили и главой внешнеполитического ведомства Екатериной Ткешелашвили.
Заместитель министра иностранных дел Григорий Вашадзе заявил, что это «визит поддержки», поскольку «Иран, поддерживающий территориальную целостность Грузии, на месте знакомится с последствиями российской агрессии». Однако остается неясным, как можно будет свести усилия Запада и Востока в Грузии, учитывая огромное взаимное недоверие между Вашингтоном и Тегераном.
Накануне в Тегеране иранский президент Махмуд Ахмадинежад после встречи с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном заявил: «Государства кавказского региона во взаимодействии друг с другом могут сами решить свои проблемы, и для этого не требуется никакого вмешательства НАТО и других». По его мнению, «опыт показал, что такое вмешательство лишь осложняет ситуацию» в Закавказье.
Сам г-н Моттаки, который после 13 сентября успел посетить Азербайджан, Россию и Германию, в интервью иранскому телевидению сказал, что его страна «начала вести активную дипломатию для того, чтобы снизить напряженность и вернуть стабильность в кавказском регионе». «Те, кто находится за пределами Кавказа, должны знать, что любые «искры» могут нанести непоправимый ущерб региону», -- полагает министр. По его мнению, Запад стремится дестабилизировать ситуацию в регионе, так как он «играет очень важную роль с точки зрения энергоресурсов». Глава иранского МИДа выразил убежденность «в необходимости предотвратить вмешательство иностранных держав в дела кавказского региона».
По мнению азербайджанских экспертов, рост внимания Тегерана к региону вызван недавними визитами в Баку и Тбилиси
вице-президента США Ричарда Чейни, а также явным усилением внешнеполитической активности Турции. В случае улучшения армяно-турецких отношений Тегеран опасается потерять имеющиеся у него рычаги влияния и давления на Ереван и Баку, полагают в азербайджанской столице. Кроме того, Тегеран опасается, что Грузия предоставит США свои военные базы в случае возможной военной операции против Ирана.
«На Южном Кавказе у всех свои интересы, регион проходит сложные и болезненные процессы, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» директор тбилисского Центра стратегических исследований, бывший министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили. -- Проблема в том, как сбалансировать эти интересы для общей выгоды, в том числе для самих стран Южного Кавказа».