|
|
N°172, 18 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Они нас раскачали
Queen и Пол Роджерс выступили в «Олимпийском»
Те, кто любит классический рок, к возрождению всемирно известной группы Queen относятся по-разному. Во-первых, любой нормальный человек понимает, что покойного вокалиста Фредди Меркьюри заменить невозможно: некем и незачем. Во-вторых, от состава Queen остались гитарист Брайан Мей и барабанщик Роджер Тейлор, а басист Джон Дикон почти никогда с ними не играет и даже в мюзикле We Will Rock You никакого участия не принял. Последняя его студийная запись с группой -- No One But You (Only The Good Die Young), баллада чувственная и... плохая. Queen не «битлы», распевать на три голоса не их стиль. После записи этой песни Мей и Тейлор занялись мюзиклом, потом поползли нехорошие слухи, что на вакантное место претендует Робби Уильямс. Но в конце концов «квины» бросились в омут с головой -- стали записываться и выступать с Полом Роджерсом. И поклонник Queen со стажем решительно не знает, как к этому относиться. До тех пор, пока не посетит концерт этого странного коллектива. Но об этом позже.
Давайте скажем что-нибудь хорошее про Пола Роджерса. Он образцовый рок-вокалист («луженая глотка», как у нас принято про таких говорить). Легенда жанра: участник групп Free, Bad Company и The Firm Джимми Пейджа. Всезнающий allmusic.com подсчитал, что за четыре десятилетия в мире продалось около полутора десятков миллионов дисков с голосом Роджерса. И, между прочим, в рок-музыке Роджерс застолбил себе место тогда, когда Queen «пешком под стол ходили». Смотрите: первый альбом Free вышел в 1968 году, их хрестоматийная песня Fire and Water -- в 1970-м, тогда как дебютный (и не ахти какой успешный) альбом-эпоним Queen появился лишь в 1973. То есть по-хорошему Роджерс -- как бы «старшее поколение» по отношению к Queen. Но в одном он проигрывает своим новым коллегам: в попсовой славе. Queen -- одна из самых популярных групп мира, Фредди Меркьюри -- такой же поп-символ, как Мадонна и Майкл Джексон (я не о «таланте» и не об «искусстве», я именно о попсовой славе). Кроме того, у Меркьюри уникальная харизма. Он не «типичный рокер»; одна его балетная походка чего стоит. Фредди -- прирожденная звезда стадионов и, к сожалению, персонаж желтой прессы. Заменить такого, понятно, не может никто. Тем более Роджерс, всю жизнь обживающий уютный имидж эдакого хиппана, своего в доску парня.
К счастью, никто не делает вид, что Роджерс заменяет Фредди: коллектив называется Queen + Paul Rodgers. Программа концерта основана, конечно, на хитах Queen, но есть сольная песня Роджерса и пьеса группы Bad Company. Несколько вещей из нового альбома Cosmos Rocks, не знаю, как они звучат на альбоме, на концерте они очень хороши. Особенно незатейливая Cosmos Rockin'.
Что сказать про концерт? Это, наверное, единственный рок-концерт, к которому можно применить эпитет «трогательный». Это изумительно срежиссировано, талантливо и со вкусом. Это совсем не скучно и не вымученно. Сыграно было столько песен, что проще перечислить, чего не было.
Начался концерт с того, что за сценой загорается огромный странный экран. По нему несутся звезды, потом сверкают молнии, затем летят планеты, в том числе наша крошка Земля. (В юности Брайан Мей изучал астрофизику, даже написал некий диссер, но тут вдруг случилась рок-н-ролльнная слава, и о звездочках пришлось забыть на долгие годы.) Группа играет One Vision и Tie your Mother Down -- быстрые композиции, на которых голос Роджерса звучит очень выигрышно. Дальше на экране демонстрируются велосипеды, и команда играет Fat Bottomed Girls, Another One Bites the Dust и нехитовую вещь 1984 года Hammer to Fall. Да, странно это слышать с голосом Роджерса, но, с другой стороны, слышали же мы Hammer to Fall с вокалом Гари Чероне (на знаменитом трибьюте Фредди Меркюри), и ничего.
Мей и Тейлор поют песни собственного сочинения -- те, где в оригинале их вокал. I'm in Love with my Car и '39 соответственно. '39 разыграна забавно. Сперва на «язык» перед сценой выходит Мей с 12-струнной гитарой, объявляет «песенку о путешествии во времени», и говорит, что ему нужен барабан. Приносят басовый барабан, на котором Тейлор отстукивает четверти. Так исполняется первый куплет. Затем Мей останавливается и сообщает, что «нам нужны еще музыканты». На «язык» выходят аккордеонист, второй гитарист и басист с электроконтрабасом. И эта тусовска, похожая на бродячих музыкантов, исполняет оставшиеся пару куплетов. А мы, публика, подпеваем. Учитывая, что мы собою забили весь «Олимпийский», и почти все знают почти все слова, получается замечательный хор.
Ну разве не трогательно? Я вот лично двадцать лет ждал возможности попеть с «квинами». Да и не один я, похоже.
Александр БЕЛЯЕВ