Утвержденный в самом начале сентября в должности новый президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев представил вчера сразу двух важных новичков -- нового главу правительства, которым вместо Алика Карданова стал Владимир Кайшев, и нового председателя Верховного суда республики. После довольно продолжительного периода неопределенности им стал Андрей Давыдов.
Самый свежеиспеченный северокавказский президент отступил от традиционного для российских регионов с яркой этнической окраской «национального» принципа кадровой политики. Прежний премьер Карачаево-Черкесии Алик Карданов, работавший -- правда, с некоторым перерывом -- и при президенте Мустафе Батдыеве, и раньше, при Владимире Семенове, был черкесом, то есть представлял вторую «титульную» этническую группу, составляющую около 10% населения. Премьер черкес при президенте карачаевце (карачаевцев в КЧР больше всех, около 40%) -- такая упрощенная схема распределения постов для балансировки этнических интересов по образцу совсем уже многонационального Дагестана долгое время казалась естественной и традиционной. Новый президент, также, как Мустафа Батдыев и Владимир Семенов, этнический карачаевец, позвал возглавить правительство грека.
До своего сегодняшнего утверждения в должности Владимир Кайшев восемь лет работал в Минсельхозе РФ, последние три года -- директором департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции. Г-н Кайшев родился в станице Суворовской, находящейся на самой границе между КЧР и Ставропольем -- правда, в год его рождения карачаевской автономии просто не было, поскольку карачаевцы были депортированы в Среднюю Азию в 1943 году. Черкесская автономия была, но лишь на правах области в составе Ставрополья. Владимир Кайшев изучал в Краснодаре экономику и организацию производства продовольственных товаров, а потом работал по специальности в Ессентуках, в Черкесске, в Усть-Джегуте (КЧР) и в Гражданском (Ставрополье). При этом Владимир Кайшев не терял интереса к корням и стал одним из руководителей международного союза греческих общественных объединений стран СНГ и Балтии «Понтос».
Единогласно утвердившим его парламентариям г-н Кайшев пообещал чтить конституцию КЧР и постараться вывести одну из беднейших республик на уровень лучших регионов России. В течение двух недель он должен сформировать кабинет. Президент Борис Эбзеев, который при назначении обещал не учитывать в кадровой политике никаких этнических, клановых и дружеских связей, пошел, таким образом, по вполне предсказуемому пути. Вместо того, чтобы искать квалифицированные кадры внутри маленькой кавказской республики, где «скамейка запасных» априори коротка, а все, кто на ней сидит, в разное время успели побывать на высоких должностях и покинуть их, не добившись особых успехов, он пригласил в правительство «варяга».
Второе назначение формально не зависело от г-на Эбзеева, но он, вероятно, оказал на него влияние, имея за плечами 18-летний опыт работы в Конституционном суде России и будучи назначенцем Дмитрия Медведева, также вполне квалифицированного юриста. Президент РФ по представлению судейской квалификационной коллегии назначил главой Верховного суда КЧР Андрея Давыдова, ранее возглавлявшего Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области.
Предшественник г-на Давыдова в этой должности, карачаевец Ислам Бурлаков, полномочия которого истекли 1 сентября прошлого года, так и не дождался, чтобы квалификационная коллегия утвердила его кандидатуру для очередного представления президенту страны. Для всех было слишком очевидно, что г-н Бурлаков, баллотировавшийся на выборах президента КЧР в 2003 году и занявший третье место после победителя второго тура Мустафы Батдыева и его менее удачливого предшественника Владимира Семенова, слишком вовлечен в региональную политику, чтобы возглавлять независимый суд.
После проигрыша г-на Семенова г-н Бурлаков стал центром оппозиционной политической жизни, он добился контроля над муниципалитетом республиканской столицы, города Черкесска, а судебная власть под его руководством все годы правления г-на Батдыева имела возможность блокирования любых решений власти исполнительной. Когда летом 2007 года полномочия верховного судьи не продлили, стало ясно, что федеральный центр наконец решил помочь республике выйти из этой патовой ситуации. И после утверждения г-на Эбзеева решение относительно главы Верховного суда было наконец принято.