|
|
N°54, 28 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Махнем не глядя
Москва готова простить Сеулу отказ от российских истребителей. Но не даром
Российский ВПК понес тяжелую утрату. Вчера министерство обороны Южной Кореи официально сообщило о том, что российский истребитель Су-35 завершил свое участие в тендере на перевооружение корейских ВВС. Для отечественной оборонки случившееся стало весьма ощутимым ударом. Мало того, что потерян контракт, общая стоимость которого превышала 3 млрд долл., еще неприятнее другое: демонстративный отказ Сеула может косвенно повлиять и на результаты переговоров о закупке боевых самолетов семейства «Су», которые Россия ведет сейчас с целым рядом стран -- Бразилией, Малайзией, Сингапуром и Индонезией. Одновременно снижаются и российские ставки в так называемой программе AH-X -- ином крупном тендере, который также проводит корейская армия. Программа AH-X предусматривает закупку Сеулом до 40 новейших ударных вертолетов на общую сумму 1,8 млрд долл. До сих пор в числе лидеров этого тендера фигурировала российская боевая машина Ка-52К.
В тендере на поставку Сеулу истребителей конкурировали самые именитые авиастроительные компании мира. Российскому Су-35, который продвигало на южнокорейский рынок Комсомольское-на-Амуре авиационно-производственное объединение (КНААПО), противостояли американский Boeing с самолетом F-15К, французская компания Dassauit со своей новейшей разработкой Rafale и консорциум производителей перспективного «евроистребителя» Typhoon. Кстати, последний вчера тоже выбыл из дальнейшей борьбы, разделив участь Су-35; теперь конкуренция будет идти исключительно между французами и американцами. Впрочем, при таком составе участников тендера говорить о конкуренции уже почти не приходится. В обеспечении собственной национальной безопасности Сеул практически ничто не связывает с Парижем, зато его зависимость от военной помощи Вашингтона остается чрезвычайно высокой. Очередным подтверждением этого стали продолжавшиеся всю прошлую неделю крупнейшие со времен Корейской войны маневры дислоцированного на полуострове 37-тысячного американского военного контингента и южнокорейской армии.
Российские торговцы оружием с самого начала истребительного тендера признавали то, что их шансы на победу в нем сравнительно невелики. Как заявлял газете «Время новостей» заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Павел Тришин, в ходе предварительных переговоров Москва не имеет возможности использовать один из главных своих экономических аргументов -- поставки вооружений в счет частичного погашения советского долга Сеулу (около 1,5 млрд долл.), поскольку правилами предусмотрено формальное равенство всех участников тендера. Однако сейчас именно это «формальное равенство» дает возможность российским авиастроителям предпринять встречный демарш: заставить Сеул либо вернуть Су-35 в число участников тендера, либо представить комиссии выкладки, подтверждающие объективность поражения этого истребителя. Отвечающий за продвижение Су-35 на внешний рынок заместитель гендиректора АВПК «Сухой» Александр Клементьев заявил газете «Время новостей»: «Наши предложения к корейскому тендеру составлены так, что у Сеула нет никаких шансов объяснить поражение Су-35 экономическими или военными причинами, а значит, корейцам придется признаться в том, что выбор был политизирован».
Тем не менее Москва вряд ли решится прибегнуть к слишком сильному публичному нажиму на Сеул, скорее всего она попытается урегулировать эту проблему в рамках меморандума о закупках российской военной и гражданской техники, подписанного в ходе прошлогоднего визита Владимира Путина в Южную Корею. Как утверждают наши информированные источники, Россия может отказаться от своих претензий в ответ на согласие корейцев погасить советские долги поставками каких-либо других видов военной техники.
Юрий ГОЛОТЮК