|
|
N°54, 28 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний рывок
Думу снова завалят налоговыми законами
Налоговая реформа идет по плану и завершится в 2003 году, сообщил вчера радостную весть первый замминистра финансов, главный налоговый затейник Сергей Шаталов. Конец реформы означает, что Налоговый кодекс будет доукомплектован недостающими главами, однако «тонкая настройка» налоговой системы России, по словам г-на Шаталова, будет продолжаться и дальше. Речь идет об уточнении уже принятых глав кодекса, что, как заметил замминистра, происходит постоянно с учетом практических результатов применения налоговых новаций.
С будущего года по-новому должен начать жить и работать малый бизнес. 4 апреля правительство рассмотрит проекты двух глав кодекса, связанных с налогообложением малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Взаимопонимание между членами кабинета на эту тему, по уверению г-на Шаталова, уже достигнуто. Предполагается, что представители малого бизнеса (к ним будут отнесены организации с численностью работающих не более 20 человек и годовым объемом выручки не более 10 млн рублей) будут освобождены от уплаты налога на прибыль, НДС, налога с продаж, налога на имущество и даже единого социального налога, правда с сохранением взносов в Пенсионный фонд. Налог будет взиматься, как пояснил г-н Шаталов, с так называемой нетто-прибыли по ставке 20%. Кроме того, в 2003-2004 году представители малого бизнеса смогут выбирать, с какой базы -- нетто-прибыли или выручки -- платить налог. В последнем случае ставка составит 8--10%. Представитель Минфина назвал еще ряд преимуществ новинки: уплата налога раз в квартал, а не в месяц, что «является своего рода бюджетным кредитованием», списание всех затрат при приобретении основных средств, то есть «100-процентная инвестиционная льгота» при сохранении права переноса убытков на будущее. «На наш взгляд, это позволит создать дополнительные стимулы для развития малого бизнеса», -- завершил первый замминистра финансов презентацию нового налогового проекта. Поясняя, почему пороговой цифрой для отнесения предприятия к малому бизнесу выбраны 10 млн рублей, г-н Шаталов заметил, что это 300 тысяч долларов и «в России и так самый крупный малый бизнес в мире». Впрочем, предлагается еще одна пороговая цифра -- 15 млн рублей. Если в течение года выручка составит не более 15 млн, то со следующего года предприятие будет платить налоги в общем порядке. Если же предприятие преодолеет и эту планку, то его переведут на обычный режим налогообложения уже среди года -- с начала следующего квартала. Для некоторых видов деятельности, уточнил замминистра, будет сохранен налог на вмененный доход, но с освобождением от уплаты единого социального налога.
Сколько будет стоить упрощенная схема налогообложения бюджету, г-н Шаталов говорить не стал. Ранее замминистра экономического развития Аркадий Дворкович оценил эти потери в 5--10 млрд рублей.
Однако судя по заявлениям Сергея Шаталова, для достижения главной цели -- создания усовершенствованной налоговой системы, стимулирующей развитие экономики, -- правительство готово нести финансовые потери. Например, окончательная отмена налога на пользователей автодорог, что случится с 1 января 2003 года, приведет к потерям порядка 170 млрд рублей, правда из карманов регионов. Но правительство на третьем году налоговой революции решило, что пора позаботиться и о региональных бюджетах. Эту благородную идею, провозглашенную Михаилом Касьяновым, повторил вчера и г-н Шаталов. И добавил, что во вносимых в Думу поправках в уже действующие главы НК и другие законы предусмотрен целый ряд компенсационных мер. Центр отдаст регионам дополнительные 1,5% налога на прибыль. Кроме того, повышаемый в 1,8 раза земельный налог и арендная плата за землю будут полностью поступать в региональные бюджеты. Наконец, вводится региональный транспортный налог, который заменит налог на владельцев транспортных средств.
Для компенсации ущерба от ликвидации налога на пользователей автодорог темпами, значительно опережающими инфляцию, повышаются акцизы на бензин и моторные масла. Заодно индексируются и другие акцизы, облагаемые по специфической (то есть твердой, зафиксированной в рублях) ставке. Адволорные (в процентах) акцизы на газ, ювелирные изделия остаются без изменений. Специфические акцизы повышаются в среднем на 15%. Лишь на пиво на 25%, на сигареты и бензин -- на 70%. Однако, как уверил г-н Шаталов, существенного роста цен на эти товары не будет, потому что цены на них устанавливает рынок, а предложение превышает спрос.
Что касается сигарет, то предлагается перейти на комбинированную -- специфически-адволорную ставку. По словам г-на Шаталова, такая система используется в странах Евросоюза и более справедлива, поскольку при специфической системе в дешевых сигаретах доля акциза выше, чем в дорогих. Предложенная конструкция -- повышение специфической ставки на 70% и введение 5-процентной адволорной ставки -- компромиссна и устраивает, по уверению г-на Шаталова, и государство, и табачные компании.
Впрочем, замминистра признался, что не уверен, что в Думе налоговые идеи будут приняты на ура. Он уповает на заботу депутатов о региональных бюджетах: новации дадут 130 млрд рублей дополнительных доходов, из них 120 млрд -- регионам.
Правда, думцы могут предложить и другую арифметику. И бои в парламенте будут наверняка более жаркими, чем в правительстве. Кабинет окончательно утвердит законопроект, повышающий акцизы, вводящий транспортный налог в пятницу, с тем чтобы в субботу внести его в Думу. Никаких изменений в тексте скорее всего уже не произойдет. На вчерашнем совещании Минфина с заинтересованными ведомствами все осталось по-прежнему. Лишь по настоянию МЭРТ было решено освободить от уплаты транспортного налога сельскохозяйственную уборочную технику.
Светлана ЛОЛАЕВА