Похоже, вчера на российском финансовом рынке началась самая острая фаза кризиса -- дефицит ликвидности обернулся дефицитом доверия. В результате, возможно, уже сегодня рынок недосчитается некоторых серьезных игроков. Набор возможных действий днем обсуждался у вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, а вечером сам г-н Кудрин вместе с председателем ЦБ Сергеем Игнатьевым, главой ФСФР Владимиром Миловидовым и министром экономразвития Эльвирой Набиуллиной собрались в Белом доме на экстренное совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова. К моменту подписания этого номера в печать совещание все еще продолжалось.
Российский фондовый рынок, будто подкошенный
событиями в США, вчера рухнул: его капитализация снизилась на 87 млрд долл. «Голубые фишки» подешевели на 15-20%. Торги акциями на ММВБ были приостановлены с 16.42. В 17.00 были приостановлены торги на классическом и биржевом рынках РТС. Еще ранее были приостановлены торги акциями отдельных эмитентов, однако этих мер оказалось недостаточно. По итогам дня индекс РТС упал на 11,47% до 1131,12 пункта, индекс ММВБ на 17,45%, до 881,17 пункта. Обвал на рынке акций спровоцировал проблемы с ликвидностью у инвестиционных банков.
Днем ситуацию комментировал премьер-министр Владимир Путин. «Нет сомнений, что мы спокойно пройдем эти явления в мировой экономике. Мы не сомневаемся, что те подушки безопасности, которые были созданы ранее, сработают, -- сказал премьер во время встречи с азербайджанским президентом. -- Мы также изучаем возможность применения долгосрочных инструментов влияния Центробанка». Путин добавил, что власти будут действовать «аккуратно, выверенно».
Очевидно, однако, что «подушки безопасности» сработают не автоматически, и «спокойно пройти» уже не удалось. Вчера российские власти оказались перед необходимостью принимать те решения, которые с трудом даются американцам - а именно, спасать ли оказавшиеся в сложной ситуации финансовые институты (за сложно прогнозируемую цену), или дать рынку оздоровиться путем потери некоторых его участников. «Регуляторам и ведомствам надо быстро двигаться. Вопрос не в том, кому будет хорошо, а кому хуже, а в том, что рынка просто скоро не будет», -- говорит один из собеседников Интерфакса на рынке.
«Минфин и Центробанк вместе с банкирами обсуждают дальнейшие совместные действия. Только сегодня Минфин разместил на рынке 150 млрд рублей для поддержания ликвидности, а Центробанк -- 325 млрд рублей. На завтра Минфин намерен более чем удвоить сумму предложения до 350 млрд рублей», -- сообщил Путин.
Однако эти деньги поддерживают ликвидность в основном крупнейших коммерческих банков. Узкое место рынка в другом секторе - в инвестиционно-банковском бизнесе. Безусловно, у властей есть финансовая возможность пролить денежный дождь и над этим сектором. Не исключено, что они и предпочтут это сделать, чтобы и дальше декларировать тезис о том, что Россия - «остров стабильности», а все проблемы в Америке. Однако, как сказал вчера «Времени новостей» крупный инвестбанкир, «в нынешней ситуации это означает гасить пожар бензином».
В сложной ситуации вчера оказался целый ряд участников рынка. По сообщению Интерфакса, в понедельник и вторник не исполнили обязательства по операциям РЕПО со своими контрагентами банки «КИТ Финанс» и «Союз». С определенными сложностями, сказал один из источников агентства, могут столкнуться инвестиционная компания «Тройка Диалог» и «Ренессанс Капитал».
«Набор мер известен и ограничен. Но могут быть разные приоритеты», -- сказал источник РИА Новости, близкий к денежным властям, после дневного совещания у Алексея Кудрина. «В частности, в случае снижения нормативов в фонд обязательного резервирования все банки оказываются в определенном выигрыше. Такой же результат будет, если рефинансировать другие банки через увеличение капитала других банков, в том числе, Внешэкономбанка», -- говорит источник. По его словам, Минфин может увеличить размещение бюджетных средств на аукционах, а ЦБ -- увеличить объем предложения на ломбардных аукционах и аукционах РЕПО. Вечером первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев действительно объявил о пакете соответствующих мер.
«Однако банки и так сейчас получают практически все, что просят. Кроме того, не все могут участвовать в этих аукционах, потому что для отбора участников существуют определенные нормативы и правила», -- описывает сложность ситуации источник РИА Новости. В частности, на аукционах Минфина минимальный капитал банка не может быть ниже пяти миллиардов рублей, а участники аукционов должны иметь достаточно высокий рейтинг, присвоенный международными рейтинговыми агентствами. «ЦБ может увеличить капитал банка, которым он владеет (Сбербанка РФ), а правительство - капитал банков, которыми оно владеет. Частные банки, таким образом, не будут «накачивать», но им могут давать бюджетные деньги, к ним могут быть снижены требования по капиталу и по рейтингам», -- говорит источник. Среди мер также обсуждалось возможность выдачи ВЭБу средств в форме субординированного кредита для вхождения в капитал других банков или увеличение объема кредитов для банков.
Объем неисполненных банками в понедельник-вторник обязательств по сделкам РЕПО, по данным Интерфакса, оценивается в 5-7 млрд рублей (другой собеседник агентства назвал цифру 8 млрд рублей). Проблемы признали только в «КИТ Финансе». Глава инвестиционного блока и член совета директоров банка Сергей Гречишкин подтвердил Интерфаксу, что банк не смог исполнить свои обязательства по РЕПО перед своими контрагентами. «Из-за того, что рынок находится в состоянии свободного падения, и из-за того, что некоторые наши клиенты не исполнили обязательства перед нами, мы в свою очередь не смогли исполнить обязательства перед нашими контрагентами. Мы понимаем всю ответственность перед рынком и предпринимаем все усилия, чтобы как можно лучше выйти из ситуации, чтобы все клиенты были закрыты», -- сказал он. По словам банкира, никто не ожидал столь стремительного падения котировок некоторых акций, которые находятся в РЕПО. "Но поскольку рынок держится на взаимном доверии, то при неисполнении взаимных обязательств по каким-то причинам рынок «складывается», как карточный домик», -- сказал г-н Гречишкин, который рассчитывает, что «КИТ Финанс» справится с возникшими трудностями в течение одних-двух суток.
Во вторник банки на аукционах РЕПО заняли у ЦБ 360 млрд рублей. Минфин разместил 150 миллиардов рублей на депозитах в банках. «То есть и Минфин и Центральный банк сегодня предоставили рынку порядка 500 миллиардов. Это много. По сравнению с тем, как это было в течение года, это, конечно, большие суммы. Но мы видим, что у нас идет достаточно явный отток капитала», -- сказал вчера зампред ЦБ Константин Корищенко.
«Газпром» вчера потерял 17,2%, «Роснефть» -- 19,12%, Сбербанк -- 15,25%, «Норильский никель» -- 8,96%. Участники рынка сравнивают вчерашний день с дефолтом 1998 года. Некоторые эксперты вспоминают падение котировок в 2003 году, когда РТС и ММВБ рухнули из-за ареста главы ЮКОСа Михаила Ходорковского.
Исторический максимум РТС был установлен в мае 2008 года и составляет почти 2500 пунктов. Таким образом, за четыре месяца индекс потерял более 1300 пунктов.
«Распродажами на российском рынке уже никого не удивишь, но (вчера. -
Ред.) отечественные площадки охватила такая паника, что торги на ММВБ и РТС были прекращены за час до окончания сессии, -- отмечает ведущий аналитик УК «ИнвестКапитал» Игорь Казначеев. -- Начало дня было ожидаемо негативным - американские индексы накануне снизились, отыгрывая новости о банкротстве Lehman Brothers, кроме того, сбылись опасения относительно AIG -- ведущие агентства Standard & Poor's и Moody's объявили о понижении рейтингов страховой компании». Несмотря на утреннее снижение, российские индексы предприняли попытку отыграть часть дневного падения и укрепиться над отметкой 1000 пунктов по ММВБ, однако в итоге она не увенчалась успехом, продолжает г-н Казначеев.
Ситуация на фондовом рынке привела к выводу средств населения из открытых паевых инвестиционных фондов. По данным Национальной лиги управляющих, за период с 8 по 12 сентября отток средств из ПИФов составил 202,01 миллиона рублей. В июле текущего года, когда РТС и ММВБ также резко упали, инвесторы не стали забирать деньги из ПИФов. Однако в начале года россияне стали выводить средства из фондов, даже несмотря на исторические максимумы, которые устанавливали фондовые показатели.