|
|
N°54, 28 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Быстрее, выше, дешевле
Космические туры на 2005 год уже
В еще толком не сформировавшейся индустрии космического туризма уже намечается конкуренция. На днях имеющая штаб-квартиру в Калифорнии компания InterOrbital Systems (IOS) объявила о том, что уже с 2005 года намерена начать регулярные недельные туры на низкую околоземную орбиту для всех желающих. Причем стоимость тура, включающего в себя еще и полуторамесячную подготовку к полету на земле (как утверждается в пресс-релизе компании, сейчас ведутся переговоры с учебными центрами в Калифорнии и подмосковном Звездном городке), и недельную программу реабилитации на островах Полинезии, составит всего 2 млн долларов. То есть в десять раз меньше того, что заплатил первый и пока единственный космический турист -- американский бизнесмен Дэннис Тито, побывавший почти год назад на Международной космической станции. По заявлению владельцев IOS Родерика и Ранды Миллирон, сегодня уже ведутся работы по созданию ориентированного на туристов космического корабля Neptune Spaceliner, способного доставлять на орбиту двух пилотов и четырех пассажиров. Более того, один из билетов на первый рейс уже практически продан -- его счастливой обладательницей может стать 62-летняя жительница Техаса Уолли Фанк. Миссис Фанк, состоявшая в отряде астронавтов в 50-е годы прошлого века, но так и не побывавшая в космосе, уже раздает интервью, в которых рассказывает о том, что много лет назад знала: когда-нибудь она сможет заплатить сама за свой полет.
На самом деле купить себе право помечтать американка могла бы дешевле. Правда, для этого ей пришлось бы посетить подмосковный Жуковский, где две недели назад на Экспериментальном машиностроительном заводе с большой помпой презентовали проект многоразового корабля для космических туристов СХХ-1. Конкурирующее с IOS за право когда-нибудь осчастливить романтически настроенных миллионеров российское ЗАО «Суборбитальная корпорация» обещает своим клиентам в том же 2005-м начать полеты в стратосферу. Несколько минут в невесомости на борту комфортабельного трехместного корабля оцениваются в какие-то 100 тыс. долларов. И, по словам президента корпорации Сергея Костенко, около ста билетов уже продано.
Правда, всерьез оценивать перспективы обоих проектов никто из специалистов не берется. С технической точки зрения более реалистичным кажется российский проект -- хотя бы потому, что схожие эксперименты проводились в свое время для подготовки советских космонавтов. К тому же в качестве носителя, доставляющего корабль в верхние слои атмосферы, российские инженеры предполагают использовать не дорогостоящую ракету, а разработанный в том же Жуковском самолет М-55 «Геофизика». По мнению экспертов, на реализации проекта может отразиться недостаток оборотных средств -- именно по этой причине в 90-е годы провалились многочисленные планы конверсии баллистических ракет в коммерческие носители. Проект же IOS считают просто утопией -- хотя бы потому, что недельный полет корабля на орбите (с учетом стоимости ракеты-носителя) обходится куда дороже заявленных американцами 8 млн долларов. Российские и американские специалисты однозначно считают, что Дэннису Тито не хватило бы и 20 млн, если бы он не был включен в состав экипажа «Союза» и краткосрочной экспедиции посещения МКС, а попытался зарезервировать космический корабль только для себя.
Олег ВОЛКОВ