|
|
N°54, 28 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Теща разведчика
ФСБ атакует своих бывших коллег
Небывалую активность в отношении сразу двух отставных чекистов, ныне объявленных в России чуть ли не предателями, -- генерала КГБ СССР Олега Калугина и подполковника ФСБ Александра Литвиненко проявили отечественные спецслужбы. В понедельник и вторник представители посольств РФ в США и Англии попытались вручить опальным экс-контрразведчикам повестки на допросы в Москве. При этом в повестках прямо говорилось, что на родине Калугина и Литвиненко ждут уже в качестве обвиняемых: первого -- за разглашение госсекретов, а второго -- за превышение полномочий, подлог и незаконное хранение взрывчатки.
Люди, близкие к Александру Литвиненко, согласились рассказать корреспонденту газеты «Время новостей», как же развивались события. После того как в ноябре 2000 года экс-подполковник сбежал из-под следствия в Англию и получил там политическое убежище, российские спецслужбы долго не могли установить заграничное место жительства беглеца. Помогла им в этом волею случая теща Александра Литвиненко. Она в декабре прошлого года отправилась в Лондон навестить дочку, зятя и внуков, а когда возвращалась, на всякий случай записала английский адрес семьи. Уже в столичном аэропорту тещу встретили контрразведчики, которые ее тщательно обыскали и извлекли заветную бумажку с нужной им информацией. В минувший вторник в лондонской квартире Литвиненко, где в тот момент находилась только его жена, раздался звонок. Люди, представившиеся сотрудниками посольства, попросили открыть дверь, чтобы вручить экс-подполковнику повестку. Получив отказ, дипломаты еще некоторое время настойчиво требовали их впустить. Супруга Литвиненко сразу сообщила об этом Александру по телефону, а тот прямиком отправился в отделение полиции с заявлением о попытке нарушения неприкосновенности его жилища.
Официальным поводом для новых атак на Литвиненко стало окончание крупного расследования в отношении бывшего чекиста, чему предшествовала масса скандалов. Впервые об Александре Литвиненко заговорили в 1998 году, когда он заявил, будто получил от своего руководства приказ устранить Бориса Березовского. Вскоре подполковника уволили, а потом арестовали по обвинению в превышении служебных полномочий. Состоявшийся в конце 1999 года суд оправдал Литвиненко, но его тут же задержали по новым обвинениям, которые тоже закончились ничем. Тогда против бывшего чекиста возбудили третье дело: якобы он купил у сына командира полка внутренних войск, базирующегося в Костроме, взрывчатку, а потом, при задержании, ее же подкинул молодому человеку и избил последнего. С Литвиненко была взята подписка о невыезде, однако в ноябре 2000 года он предпочел сбежать в Англию.Тем временем российские спецслужбы начали новое расследование в отношении чекиста -- за избиение в Подольске двух человек, от которых Литвиненко хотел получить нужную ему информацию. В конце концов костромское и подольское дела были объединены в одно, а на днях его собрались отправить в суд. По словам адвоката Литвиненко Михаила Марова, никаких перспектив у ФСБ РФ заполучить бывшего подполковника из Англии нет. Чекисты уже пытались сделать это в январе, но получили отказ.
Явно не случайно одновременно с Литвиненко повестка с вызовом на допрос была выписана и бывшему генералу КГБ СССР Олегу Калугину. Ее ему в понедельник в условленном месте вручили представители посольства РФ в США. Олег Калугин считает, что формальным поводом для предъявления ему обвинений стало его выступление в качестве свидетеля на процессе Джорджа Трофимоффа. Суд признал бывшего полковника армии США виновным в шпионской деятельности в пользу СССР, а затем и России и приговорил к пожизненному заключению. По данным российских спецслужб, при вынесения приговора Трофимоффу не последнюю роль сыграли именно показания Олега Калугина.
По словам бывшего адвоката генерала Бориса Кузнецова, после того, как Калугин дал показания на судебном процессе против Трофимоффа, он автоматически попал под закон о защите свидетелей. Кроме того, наивно полагать, что США его выдадут, так как с этой страной у России не заключен договор об экстрадиции, отметил адвокат.
Александр ШВАРЕВ, Александр РАСКИН