|
|
N°54, 28 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не до кино
Нравы кинематографистов не способствуют развитию отрасли
Вчера первый заместитель министра культуры РФ, бывший министр кинематографии Александр Голутва выступил перед журналистами, чтобы разъяснить позицию своего ведомства в связи с увольнением Владимира Грамматикова с поста директора Киностудии им. Горького. Речь чиновника была печальна и спокойна. Он признался, что уволить Грамматикова стоило давно, однако его попросту некем было заменить, так как среда и традиции кинематографического сообщества препятствуют появлению посторонних менеджеров, а «доморощенные» как-то все неудачны. Терпение министерства лопнуло, когда Грамматиков, имеющий в качестве руководителя государственного унитарного предприятия почти неограниченные полномочия, стал активно тормозить процесс реорганизации ГУПа в открытое акционерное общество. По мнению Александра Голутвы, киностудии очень слабы как экономически, так и по части менеджмента, но при этом сегодня их структура весьма непрозрачна, а многие решения их руководства -- из корысти или по неумелости -- идут во вред отрасли. Так что целью реформы является именно контроль собственника, то есть государства, над своим имуществом.
Разговоры про детское кино, считает Голутва, -- «это туфта», демагогический прием, который используют обе стороны. Грамматиков размахивает этим флагом в своих интересах, министерство же ставит ему в вину отсутствие каких-либо детских картин в планах студии все годы директорства Грамматикова. На самом деле все понимают, что вопрос с детским кино решается не профилированием студий, а системой государственного протекционизма. Вообще же сегодня, сообщил Голутва, три четверти фильмов снимают частные производители, студии же выживают, сдавая в аренду производственные мощности или права на коллекции фильмов. Но деньги, полученные в первые годы за десятилетние контракты, уже кончились, а если тон-студий или павильонов у частников пока нет, но скоро и они появятся. Так что будущее студий сомнительно, и, возможно, государство так и останется для многих из них единственным акционером.
Надо признаться, кинематографическое сообщество производит впечатление не вполне вменяемого. Вчера же заместитель председателя Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии Константин Щербаков обратился к общественности с призывом обратить внимание на действия СК РФ. Оказывается, по договору, заключенному десять лет назад, конфедерация занимает несколько комнат в Доме кинематографистов. Вчера конфедераты обнаружили, что комнаты опечатаны, а рядом стоит вооруженный охранник и ссылается на распоряжение Игоря Масленикова, зампреда СК РФ. Для тех, кто не в курсе, стоит напомнить, что прежде тяжба меж конфедерацией и СК РФ велась по поводу здания Киноцентра, которое, по мнению СК РФ, отдано конфедерации во главе с Рустамом Ибрагимбековым незаконно. Впрочем, в каждой судебной инстанции законность договора подтверждается, но СК РФ во главе с Никитой Михалковым утверждает, что суд плох, и ищет правду выше -- у премьер-министра в основном.
Так что теперь, руководствуясь, видимо, моралью из снятого не членом СК РФ Алексеем Балабановым фильма «Брат» -- «не в деньгах сила, а в правде», СК РФ выставил против юридических бумажек человека с ружьем. Потому что договор, считают в СК РФ, составлен неправильно, а следовательно, недействителен. Представители конфедерации, напротив, все больше через суд действовали, но теперь они тоже, вероятно, хотят взять свое силой и потому собирают сегодня сочувствующих в Белом зале Дома кино.
Алена СОЛНЦЕВА