Главным итогом первого дня обсуждения ситуации на Кавказе в рамках Совета Европейского союза на уровне министров иностранных дел в Брюсселе стало утверждение кандидатуры спецпредставителя ЕС по Грузии. Им стал французский дипломат Пьер Морель
(на снимке).
Председательствующая в Евросоюзе
Франция стремилась играть активную роль в урегулировании ситуации на Кавказе. При посредничестве французского президента Николя Саркози 12 августа в Москве было подписано соглашение о прекращении огня между Россией и Грузией, а 8 сентября во время его визита в российскую столицу соглашение было конкретизировано. Теперь Франция закрепляет свою роль в кавказских делах на уровне спецпредставителя ЕС.
64-летний Пьер Морель ныне занимает пост спецпредставителя Евросоюза по Центральной Азии и, судя по имеющейся информации, сохранит его за собой при новом назначении. Дипломат из окружения верховного представителя Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы отметил в беседе с «Временем новостей», что «своим назначением Пьер Морель получил мандат на ведение политической линии ЕС в подготовке к Женевской конференции по Грузии (ее дата пока неизвестна. --
Ред.). Он будет направлять и координировать действия Евросоюза». «В кратчайшие сроки -- мы говорим про несколько недель -- найти лучшую кандидатуру сложно. Он очень опытный дипломат, знающий языки и регион», -- признал собеседник "ВН".
Пьер Морель бегло говорит на немецком, английском, итальянском и русском языках и даже способен объясниться по-китайски. Столь широкие языковые познания связаны с дипломатическим опытом мсье Мореля: ему довелось работать послом Франции в Пекине, Москве, Ватикане. В 1992--1993 годах он был дипломатическим представителем Парижа в Тбилиси. В хорошем знании Пьером Морелем русского языка наша газета убедилась, когда брала у него обширное интервью, посвященное политике Евросоюза в Центральной Азии
(см. номер «ВН» от 1 июня).
Комментируя новое назначение, в Совете Евросоюза вчера старались избегать оценок деятельности спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу шведского дипломата Питера Семнеби. Принципы разделения должностных функций двух дипломатов пока не оговорены. Однако швед Семнеби, представлявший англосаксонские интересы, французов в кавказских делах мало устраивал. Он не вполне отвечал интересам Парижа и в силу своей трактовки проекта строительства газопровода «Набукко», призванного транспортировать энергоресурсы в Европу в обход России. Французы хотят, чтобы труба шла из Центральной Азии через Азербайджан и Грузию, минуя турецкую территорию. Вступление Турции в ЕС Париж не приветствует и потому не хочет давать в руки Анкары рычаги воздействия на энергозависимую Европу. А Питер Семнеби недавно заявил о возможности брать газ для «Набукко» в Ираке и, следовательно, транспортировать его через Турцию. Похоже, что Пьер Морель станет противовесом шведу в дискуссиях о роли Кавказа в обеспечении энергобезопасности Европы.
«Пьер Морель -- великолепный выбор, -- подчеркнула в беседе с «ВН» эксперт брюссельского Центра европейской политики Аманда Акчакоча. -- Он достиг значительных успехов в Центральной Азии по сближению с ЕС. Он очень хорошо знает регион, его всюду уважают, он прекрасно известен в правительственных кругах. Грузины будут приветствовать его назначение». А на вопрос о стремлении ЕС «задвинуть» шведа Семнеби г-жа Акчакоча ответила так: «Слишком просто обвинять Питера Семнеби в том, что произошло. Кавказ -- сложный регион. Возможно, назначение Пьера Мореля позволит Питеру Семнеби лучше сконцентрироваться на проблеме замороженного конфликта в Нагорном Карабахе».
Помимо кадрового вопроса главы МИДов 27 стран -- членов ЕС обсудили вчера задачи своей грузинской миссии и ее количественные характеристики. Они направят к 1 октября в Грузию не менее 200 наблюдателей для того, чтобы следить за отводом российских войск. В первую очередь они будут размещены в приграничных с Абхазией и Южной Осетией районах Грузии. Как решили вчера европейские министры, любое перемещение наблюдателей непосредственно в эти республики «будет зависеть от политической ситуации и развития событий на месте». Помимо наблюдения за перемещениями российских войск в задачи миссии ЕС войдет контроль за соблюдением прав человека и законодательных норм, возвращением беженцев и перемещенных лиц, безопасностью транспортной и энергетической инфраструктуры. Бюджет миссии составит 31 млн евро на ближайшие 12 месяцев.