|
|
N°170, 16 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Назло потокам
США выделят Литве и Румынии около 2 млн долларов на поиски газовой независимости от России
Вашингтон собирается подкрепить активную словесную агитацию за снижение энергетической зависимости Восточной Европы от России скромными финансовыми вливаниями. Литва и Румыния получат от агентства Соединенных Штатов по торговле и развитию (U.S. Trade and Development Agency) в общей сложности около 2 млн долл. на исследование возможностей строительства терминалов по приему сжиженного природного газа на побережьях Балтийского и Черного морей соответственно. Сама идея этих проектов (хотя в данном случае больше подходит термин «прожект») выглядит на сегодня фантастической из-за сложной логистики водоемов и дефицита ресурсов СПГ на мировом рынке. Тем не менее США малыми средствами пытаются продемонстрировать поддержку своим политическим протеже в регионах. Литва на 100% зависит от российского газа, и теоретически это самый подходящий кандидат для приема сжиженного газа для подпитки других прибалтийских республик и Польши. Как известно, «Газпром» с немецкими и голландским партнерами собирается строить новый маршрут экспорта газа («Северный поток») в Европу в обход этих стран. Румыния -- единственное крупное государство на Балканах, которое не участвует в газпромовском проекте «Южный поток» и яростно поддерживает газопровод Nabucco.
«Диверсификация энергопоставок обеспечивает стабильность рынков, что существенно для роста и развития, -- говорится в заявлении директора американского агентства Ларри Уолтера, размещенном на официальном сайте USTDA перед визитом в Вильнюс и Бухарест. -- Эта поездка дает возможность продемонстрировать наши обязательства работать с Литвой и Румынией над диверсификацией источников энергии. Правительства обеих стран сделали приоритетом развитие альтернативных путей поставок энергоресурсов и верят, что строительство терминалов по приему СПГ является многообещающей опцией. Новые терминалы будут служить входными пунктами в Литву и Румынию для сжиженного газа из Северной и Западной Африки, а также других потенциальных поставщиков».
Вчера г-н Уолтер подписал с министром хозяйства Литвы Витасом Навицкасом соглашение, согласно которому 825 тыс. долл. будут выделены на изучение возможных строительных площадок для терминала на балтийском взморье. «Наша цель -- усилить энергетическую безопасность Литвы, получить альтернативные источники поставок газа, -- заявил после этого г-н Навицкас. -- И мы рассматриваем возможность соединения нашей газотранспортной системы с польской». А г-н Уолтер добавил, что США пытаются помочь Вильнюсу достичь поставленной цели.
Для реализации проекта, по словам министра, государство и крупнейший литовский промышленный холдинг Achemos grupe создадут совместное предприятие с уставным капиталом около 30 тыс. евро. Правительству будет принадлежать в проектной компании 80%, частному инвестору -- 20%. «Мы опросили всех импортеров газа, -- сообщил г-н Навицкас, -- и только от Achema получили согласие на инвестиции и участие в проекте». Achema потребляет около 1,5 млрд кубометров российского газа в год (около половины литовского импорта). Главный акционер группы и самый богатый человек в Литве Бронислав Лубис во время событий в Грузии призывал политиков своей страны к сдержанности и выступал против санкций в отношении России. Одним из аргументов была и газовая зависимость страны от Москвы. «В ближайшие семь-восемь лет, пока мы не построим терминал для сжиженного газа, не углубим Клайпедский порт, нам неоткуда будет брать природный газ -- только из России», -- говорил он, имея в виду проект терминала как источника диверсификации поставок.
Как сообщила информационному агентству BNS пресс-секретарь Achemos grupe Виргиния Дунаускене, концерн планирует инвестировать в проект около 300--400 млн литов (90--110 млн евро). Общая стоимость проекта соответственно оценивается примерно в 500 млн евро. Мощность терминала пока не определена (по предварительным данным, речь идет о приеме 1,5--2 млрд кубометров газа в год), а исследоваться будут три площадки (на территории Клайпедского морского порта, плавучий терминал в открытом море либо недалеко от нефтетерминала в Бутинге). Первый вариант наиболее предпочтителен для инвестора, поскольку тот является владельцем крупнейшей стивидорной компании Клайпедского порта Klasko.
Сегодня г-н Уолтер подпишет аналогичный документ с румынской госкомпанией Romgaz. Здесь сумма гранта будет выше, чуть больше 1 млн долл. (1 061 975 долл., если быть точным). Исследование будет касаться внутреннего рынка, где около половины потребностей обеспечивается за счет собственной добычи Romgaz, а остальное импортируется из России. Кроме того, будут проанализированы возможность строительства терминала на берегу Черного моря в порту Константы, годность площадки, мощность терминала, размер инвестиций и источники финансирования.
Впрочем, пока реализация этих проектов на Балтике и Черном море весьма проблематична. Пропускная способность датских проливов (вход из Северного моря в Балтийское) скромная как по количеству, так и по тоннажности судов. Не говоря уже о Босфоре и Дарданеллах (вход из Средиземного моря в Черное), которые являются одним из самых узких мест в системе транспортировки нефти. Но главная сложность в том, что буксует большинство проектов по производству СПГ, и, как следствие, наблюдается избыток мощностей по его приему в мире, что значительно обостряет конкуренцию на этом рынке. По оценкам экспертов, в самих США сейчас колоссальный перебор строящихся и заявленных к строительству проектов, которые не имеют гарантированных источников поставок. Дело дошло до того, что уже два готовых терминала -- Freeport LNG в Техасе (мощность 15 млрд кубометров в год) и Sabine Pass в Луизиане (26 млрд кубометров) -- обратились к властям США с просьбой разрешить им импорт небольшого объема сжиженного газа в ближайшие два года для поддержания мощностей в рабочем состоянии. Этот газ уже законтрактован в Европе, Азии и Южной Америке и после прогонки через терминал будет реэкспортирован своим законным покупателям за пределами США.
Алексей ГРИВАЧ