Время новостей
     N°170, 16 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.09.2008
Нет у революции конца
Армянская оппозиция провела первый санкционированный митинг
В Ереване вчера прошел многотысячный митинг оппозиции, возглавляемой первым президентом этой страны Левоном Тер-Петросяном. Оппозиция добивается отставки избранного 19 февраля этого года президента Сержа Саргсяна, который сменил на этом посту Роберта Кочаряна. Оба конституционных срока президентства г-на Кочаряна истекли весной этого года.

Оппозиция считает, что выборы прошли с колоссальными нарушениями и истинным победителем следует считать именно Левона Тер-Петросяна, официальный результат которого составил всего 21% голосов против 52% у Сержа Саргсяна. Созданный Тер-Петросяном «Армянский национальный конгресс», который объединил целый букет оппозиционных партий и движений уже после разгрома полицией перманентной массовой акции протеста в Ереване 1 марта, добивается теперь отставки Сержа Саргсяна и назначения новых президентских выборов.

Если спроецировать на Армению новейшую российскую историю, расстановка фигур выглядела бы примерно следующим образом: Левон Тер-Петросян как бы выступает в роли Бориса Ельцина, который, если бы был жив, вдруг выставил бы свою кандидатуру против Дмитрия Медведева в марте 2008-го. Правда, армянский Владимир Путин -- Роберт Кочарян, сменивший в свое время досрочно ушедшего Тер-Петросяна, не перешел, в отличие от своего российского коллеги, в правительство страны, хотя и сохраняет, по мнению экспертов, большое влияние внутри правящей элиты.

В первую декаду после февральских выборов оппозиция круглосуточно митинговала на площади Свободы, и, в конце концов, утром 1 марта, в субботний день, когда стало ясно, что сторонники Тер-Петросяна из провинций могут увеличить массу участников акции до критической, полиция разогнала палаточный городок. В ответ люди собрались в нескольких кварталах от площади Свободы. При разгоне полиция начала стрелять, в ответ митингующие применили камни, арматуру и «коктейль Молотова». Десять человек (главным образом, митингующие) погибли, более 250 были ранены. Левон Тер-Петросян на несколько недель оказался под фактическим домашним арестом, десятки оппозиционных лидеров попали в тюрьмы, а в Ереване ввели чрезвычайное положение.

Тем не менее первый после разгрома митинг оппозиционеры провели уже в день сороковин по погибшим 1 марта, который по злой иронии судьбы совпал с днем инаугурации Сержа Саргсяна. После этого г-ну Тер-Петросяну не без давления со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов удалось преодолеть вынужденное затворничество, и за лето оппозиция трижды собирала массовые митинги, устраивала шествия по городу и организовала сидячую забастовку на одной из центральных столичных улиц. Ни одна из акций до сих пор не санкционировалась властями, вчерашний митинг -- первый после февраля, на который получено официальное разрешение мэрии Еревана.

«Мы планировали провести митинг 5 сентября, -- сказал «Времени новостей» руководитель штаба «Армянского национального конгресса» Левон Зурабян. -- Но власти в связи с визитом президента Турции Абдуллы Гюля 6 сентября ввели на несколько дней специальный режим безопасности. Мы перенесли митинг на неделю, на 12-е, но оказалось, что с 11-го по 13-е на ступенях Матенадарана (хранилище древних манускриптов, где г-н Тер-Петросян работал после того, как перестал быть президентом. -- Ред.) проходит праздник, посвященный книге. И если бы мы решились на проведение акции, вышло бы, что мы мешаем людям и намеренно нарушаем общественное спокойствие. Поэтому мы отложили митинг до 15 сентября и теперь наслаждаемся всеми преимуществами полной законности, хотя день не особенно удобный: в понедельник в Армении день поминовения усопших, это выходной, но он обычно посвящается посещению могил предков».

По оценкам полиции, на ступенях Матенадарана собралось не менее 5 тыс. человек, но людей явно было больше. Люди занимали всю лестницу Матенадарана и прилегающие площадки. Г-н Зурабян сообщил «Времени новостей», что митинг, конечно, не дотягивает до гигантских февральских собраний, но он как минимум на 20% больше, чем предыдущий -- и это внушает оппозиционерам оптимизм. Вокруг Матенадарана было сконцентрировано большое количество полиции и замечены водометы. В самом начале акции к организаторам прошли высокопоставленные офицеры полиции и предупредили, что санкционирован только митинг, шествия же и попытки перенести мероприятие на площадь Свободы будут пресекаться. Левон Тер-Петросян в очередной раз последовал своему принципу действовать строго в рамках закона: шествия не было, хотя даже несанкционированные митинги летом, как правило, заканчивались маршем по улицам. К 9 часам вечера по Москве акция завершилась.

Представители оппозиции считают вчерашний день решающим: хотя перманентный митинг не возобновлен, на ступенях Матенадарана стартовала, по их словам, целая кампания акций протеста. На митинге выступил один из самых ярких лидеров оппозиции Арарат Зурабян, который выставил свою кандидатуру на выборах главы ключевой ереванской префектуры «Центр» (они пройдут 28 сентября). Левон Тер-Петросян сообщил о переходе на сторону движения Ассоциации армянских добровольцев -- еще одного объединения участников карабахской войны, и Союза женщин Армении.

По словам лидеров оппозиции, отделения «Армянского национального конгресса» открываются по всей стране, организация выстраивает свою внутреннюю структуру. Следующий митинг намечено провести уже через десять дней: паузы между манифестациями становятся все короче, действия все решительнее.

Ереван считает Левона Тер-Петросяна хорошим знатоком митинговой борьбы и лидером, способным увлечь массы, -- в конце 1980-х его митинги ломали в Армении советскую власть, в начале 2008-го едва не сломали режим Роберта Кочаряна и его преемника. Причем вновь собрать огромные площади удалось политику, находившемуся в фактической информационной блокаде официозных СМИ, которые неустанно напоминали избирателям, что годы его первого президентства, армянские «лихие 90-е» -- это «годы холода и тьмы».

В феврале этого года передача власти от Роберта Кочаряна Сержу Саргсяну выглядела чуть ли не санкционированной в Москве: в упрощенных схемах целого ряда аналитиков г-н Тер-Петросян оказался кем-то вроде "оранжевого революционера", стремящегося сменить сложившуюся элиту и, как следствие, ее «пророссийскую ориентацию». С течением времени стала ясна неуместность такого упрощения: архитектор принципов российско-армянского сотрудничества еще во времена Ельцина, Тер-Петросян гораздо решительнее поддерживает Россию в ее действиях во время кризиса в Грузии, чем сам действующий президент Армении. Сержу Саргсяну удалось добиться символического прорыва в отношениях с Турцией -- визит президента Гюля на отборочный матч чемпионата по футболу между сборными Армении и Турции стал если не залогом будущей нормализации, то как минимум признаком потепления отношений.

Но российский вектор армянской внешней политики пока выглядит проблематичным. На днях г-н Саргсян собирается в Грузию, которая помимо Ирана является единственным окном Армении во внешний мир. А МИД Армении уже заявил в конце минувшей недели, что никогда не признает независимости Абхазии и Южной Осетии, как и независимости Карабаха. Это заявление пойдет, несомненно, на пользу нормализации отношений с Турцией и Азербайджаном, которая неизбежна для Армении, кто бы ни был ее президентом. Но оно не сможет не вызвать дополнительного раздражения в самой Армении, которая, естественно, дорожит фактической независимостью Карабаха, и в Москве. Ведь российские власти явно рассчитывали на поддержку Армении как действующего председателя ОДКБ в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии.

Иван СУХОВ