|
|
N°170, 16 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ситуации в Косово и на Кавказе схожи своей незавершенностью»
О перспективах расширения НАТО на восток и создания независимой от США системы европейской обороны «Времени новостей» рассказал ведущий аналитик брюссельского Центра европейской политики Антонио МИССЕРОЛИ.
-- В эти дни в Тбилиси гостит высокопоставленная делегация во главе с генсеком НАТО. Означает ли это, что для Грузии открыта дорога в Североатлантический альянс?
-- Для какой Грузии? На саммите НАТО в Бухаресте речь шла о Грузии в международно признанных границах, включая Абхазию и Южную Осетию. Теперь, прежде чем предлагать План действий по членству, многие европейские государства предпочтут выяснить этот вопрос. Бухарестский компромисс состоял в том, что для Грузии и Украины дверь в НАТО открыта, но План действий они пока не получают. Это обещание сейчас вполне устраивает страны НАТО, так как они могут быть ему верны, не вдаваясь в детали. В США грядут президентские выборы, пересмотр этого обещания скорее всего произойдет будущей весной при новой американской администрации.
-- Полагаете, что конфликт в Грузии и напряженность в отношениях с Россией связаны с выборами в США?
-- Именно сейчас вступление Грузии и Украины в НАТО не относится к приоритетам США, но ни одна из сторон не желает демонстрировать слабость. Для России конфликт в Грузии носит ярко выраженный эмоциональный окрас. А вот для США в нем присутствует элемент, используемый в борьбе между кандидатами в президенты.
-- Как будет развиваться ситуация после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии?
-- Ситуации в Косово и на Кавказе схожи своей незавершенностью. Должен быть извлечен урок -- «замороженные» конфликты лучше всего не «размораживать», а пытаться найти договорное решение. В обоих случаях ближайшей целью должна быть нормализация жизни людей. Идея обмена признания «ваших» и «наших» вряд ли будет встречена мировым сообществом с энтузиазмом. Через несколько лет с другими лидерами, возможно, удастся возобновить переговоры и найти более адекватное решение.
-- Как быть с Украиной, ее надо в ускоренном порядке принимать в НАТО?
-- Из-за присутствия российской военной базы в Севастополе последствия вступления Украины в НАТО стратегически могут повлечь последствия совсем иного порядка. Не следует скидывать со счетов и фактор значительного русскоговорящего населения. В случае с Украиной скорее можно говорить о возможном предложении ей членства в ЕС и европейской перспективы, нежели чем о вступлении в НАТО.
-- Как вы оцениваете планы создания европейских оборонительных структур, это может изменить статус НАТО?
-- Самый амбициозный проект европейской обороны предлагают французы: полный спектр от миротворческих до военных операций. Однако многие европейские государства скептически воспринимают это предложение, так как оно исходит от французов, у которых они не хотят быть в подчинении. Пока что достигнуто единство мнений в том, что в общей европейской обороне военные операции предпочтительнее проводить под эгидой ООН или НАТО вместе с американцами.
-- Как возвращение Франции в НАТО повлияет на место Парижа в европейской политике?
-- Франция наслаждалась особым положением, будучи внутри и вне НАТО одновременно. Настало время положить этому конец. Похоже, президент Николя Саркози пытается обменять возвращение Франции в НАТО на помощь альянса в создании европейской обороны. Ведь были опасения, что создание европейской обороны ослабит НАТО, Великобритания и новые страны -- члены ЕС всегда настороженно относились к этой французской идее. Возвращение Франции в НАТО покончит с этой двойственностью и тревогами по поводу ослабления НАТО.
Беседовала Аня ВВЕДЕНСКАЯ, Брюссель