|
|
N°54, 28 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чайная церемония
Unilever открыл в Санкт-Петербурге чаеразвесочную фабрику
Концерн Unilever -- производитель чая марок Lipton, Brooke Bond, «Беседа» -- открыл вчера чаеразвесочную фабрику в Санкт-Петербурге. Первая попытка создать здесь собственное производство не удалась из-за августовского кризиса. Теперь же 90% чая Unilever для продаж в России и на Украине будет расфасовываться в России. Мощности фабрики, ориентированной в основном на производство чая в пакетиках, способны покрыть до 8% российского рынка. Но потребителей снижение цен вряд ли ждет, зато дистрибьюторы, возможно, смогут работать с большей прибылью.
Фабрика мощностью 12 тыс. т чая в год была построена за девять месяцев и обошлась Unilever примерно в 12 млн долл. Концерн планировал начать этот проект еще в 1998 году, и, как стало известно газете «Время новостей», тогда даже было закуплено фасовочное оборудование. Но из-за августовского кризиса проект был временно приостановлен, а оборудование отправлено на одну из фабрик в Индии. Теперь же часть фасовочных линий перевезена из Индии обратно в Петербург.
Объем российского рынка чая, по оценкам отраслевой ассоциации «Росчайкофе», составляет 150 тыс. т в год. Из них на чай в пакетиках приходится около 10%. По данным маркетингового агентства GfK, в денежном выражении пакетированный чай занимает 22% рынка, на гранулированный и листовой приходится по 21% и 57%. Именно в сегменте «пакетиков» (на него приходятся основные продажи Lipton), по прогнозам «Росчайкофе», в ближайшие годы при благоприятной экономической обстановке ожидается наибольший рост -- до 30%.
По продажам чая в России, по данным GfK (25 крупнейших городов, конец 2001 года), лидирует «Орими Трейд» (27%), затем идут «Май» (13%), Unilever (12%) и Ahmad (6%). В сегменте же пакетированного чая тройку лидеров, по данным ACNielsen, возглавляет Unilever, контролируя до 40% московского и 30% российского рынка. В Москве второе и третье места делят Ahmad и Dilmah -- по 11% рынка, а в регионах 12% занимает "Принцесса Нури", Ahmad -- всего 9%.
«Основную массу продаж все еще составляет «эконом-класс» -- 8,5--17 руб. за пачку, и тенденции к его уменьшению пока нет, -- говорит начальник отдела маркетинга компании «Авалон» (один из крупнейших дистрибьюторов, кроме того, производит чаи «Золотая чаша» и «Чайная долина») Элина Румянцева. -- Средний ценовой сегмент (15--25 руб. за пачку) за последние два года практически сформировался, и значительных изменений в нем не происходит, premium же растет».
Unilever стал первым из крупнейших иностранных игроков, решившихся на открытие своей фабрики. Возможно, к этому концерн подтолкнуло заметное усиление позиций отечественных игроков: например, фабрика «Орими Трейд», расположенная в Ленинградской области, по оценкам игроков рынка, «сопоставима по мощностям с новой фабрикой Unilever».
Аналитики полагают, что собственная фабрика, безусловно, снизит производственные издержки Unilever, но падения цен ждать не стоит. «Экономически местное производство более выгодно, поэтому, вероятно, у Unilever будет возможность выиграть в доле рынка, -- говорит гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. -- Но главное, у них появится больше возможностей ощущать, чем живут рынок и конкуренты, так как большинство продаваемого в России чая давно фасуется внутри страны».
По мнению г-на Чантурии, новая фабрика «вряд ли способна обрушить цены». Впрочем, в Unilever этого делать и не собираются: «Цена на наш товар зависит от спроса и от того, готовы ли потребители платить», -- заявил вчера президент Unilever в России и на Украине Виллем ван Валт Мейер.
Участники рынка полагают, что дополнительный доход, который получит производитель, скорее поможет продавцам: «Если цена изменится, это скажется на рыночной ситуации, -- говорит г-жа Румянцева. -- Но у Lipton уже есть сформировавшийся имидж марки premium-сегмента, так что вряд ли Unilever станет серьезно снижать цену. Скорее увеличатся, например, скидки для крупных дистрибьюторов».
Впрочем, на питерской фабрике будут делать не только дорогой и самый раскрученный пакетированный Lipton, но и более дешевые Brooke Bond и «Беседу» (гранулированный и листовой), которые до этого производились на подмосковной фабрике компании «Амтел». Но в Unilever заявляют, что прекращать совместный проект не намерены: «Мы очень довольны своим сотрудничеством с «Амтел», -- говорит г-н ван Валт Мейер. -- Эти мощности имеют для нас очень важное значение, и мы не планируем менять эту стратегию». Еще до ввода в эксплуатацию новой фабрики на рынке ходили слухи, что российская компания в скором времени может оказаться в составе концерна. Вчера руководство Unilever заявило, что речь идет только о совместном проекте: "У нас нет планов купить это производство", -- заявил президент Unilever в России и на Украине.
Анфиса ВОРОНИНА, Санкт-Петербург