«Даже при наличии разных мнений на экономические проблемы внутри страны позиция бизнеса и власти во внешних отношениях будет единой. Я в этом не сомневаюсь. Власть, государство будет защищать бизнес. Бизнес будет занимать конструктивную позицию, естественно, развивая те решения, которые были приняты», -- заявил президент Дмитрий Медведев на вчерашней
встрече с предпринимательским сообществом ближайшее время. Но говорил при этом о налоге на добычу полезных ископаемых, а не об НДС, снижения которого с 18 до 12 и даже до 10% пытались добиться крупнейшие организации российского бизнеса.
Вряд ли кто-то сможет обвинить российского президента в невнимании к отечественному бизнесу. Дмитрий Медведев проводил встречи с предпринимателями и в качестве кандидата на высший пост страны, и как избранный президент. Вчера он встретился с ними уже в качестве главы государства. Хотели того участники или нет, но прошла эта встреча под знаком военного конфликта на Кавказе. И положение на финансовых рынках, и деятельность российских компаний за рубежом, и даже налоговую тему пришлось рассматривать под знаком "августа". Например, говоря о возможности снижения налогов, президент заметил, что вопрос обсуждается: "Он, конечно, непростой, особенно при возникновении той ситуации, что случилась в августе. В ближайшее время мы поставим точку в этой дискуссии".
Явно отвечая на вопрос, который задает себе не только бизнес, но и политики и, конечно, политологи, о том, как скажутся на экономическом и политическом курсе России военные действия на Кавказе, Дмитрий Медведев обещал: "Несмотря на то, что произошло в августе, ничего в принципиальной экономической политике изменяться не будет, смены приоритетов быть не должно". "Нам не нужна ни милитаризация, ни огосударствление экономики, но, безусловно, нужен порядок, и этот порядок будет обеспечиваться государством при сохранении базовых ценностей, прав и свобод, которые вытекают из нашей Конституции", -- сказал президент. Напомнив, что главной задачей на сегодня он считает защиту прав собственности и укрепление суда, г-н Медведев подчеркнул: "Все приоритеты развития нашей страны сохраняются, пусть не надеются на смену курса".
Впрочем, некоторые перемены все же последуют -- так, у бизнеса явно расширится зона "социальной ответственности". Разумеется, за счет Южной Осетии. «На этой неделе я подпишу соответствующие специальные соглашения о развитии дружеских связей, включая и военную компоненту. Надеюсь, это откроет возможности и для работы российского бизнеса, для восстановления республики и гуманитарной помощи», -- рассказал г-н Медведев.«Неплохой идеей считаю создание фонда», -- напомнил президент об инициативе холдинга «Металлоинвест» Алишера Усманова, собравшего миллиард рублей на помощь Южной Осетии. «Думаю, многие предприниматели могут к нему присоединиться», -- добавил он.
Кроме того, предприниматели благодаря своим деловым и человеческим связям за границей могут внести свой вклад в разъяснение российской позиции в грузино-югоосетинском конфликте и в целом повлиять на улучшение имиджа России за рубежом. Глава организации малого бизнеса ОПОРА Сергей Борисов считает, например, необходимым в условиях обострения отношений с Западом активизировать «тихую дипломатию» и лоббистские усилия по продвижению российских компаний за рубежом. В ответ бизнесу обещана поддержка за рубежом, хотя как она будет выглядеть в нынешних политических условиях, пока не слишком понятно.
Сам президент признает возможность введения формальных или неформальных санкций против российских компаний. «Давить на Российскую Федерацию при помощи санкций бессмысленно. В банановой республике какой-нибудь, наверное, можно закрыть пару каналов, и после этого ситуация будет драматической, у нас она такой не будет. По-моему, это начинают осознавать наиболее горячие головы», -- заявил г-н Медведев. «Нам не нужна ни изоляция, ни гонка вооружений. Мы себя истощить, как когда-то Советский Союз, не дадим. Но, конечно, будем принимать все необходимые меры по укреплению нашей обороноспособности», -- продолжил глава государства. «Если все-таки кто-то будет пытаться предпринимать санкции, мы понимаем, что потери будут носить симметричный характер», -- попытался успокоить он собравшихся.
Бизнесмены в свою очередь выразили полное понимание ситуации. «Хотя базовая позиция бизнеса, высказанная на
апрельской встрече с вами, не изменилась: мы считаем, что избыточное присутствие государства в экономике вредно, но в предкризисных условиях государство, на наш взгляд, обязано действовать энергично и своевременно, поскольку расхлебывать кризис гораздо сложнее, чем действовать упреждающе», -- подчеркнул г-н Шохин.
Правда, президент затем поправил г-на Шохина: по его словам, ни кризисной, ни предкризисной ситуации у нас в стране нет. «У нас очень серьезный внутренний экономический потенциал и не менее серьезный запас внутренней прочности. И несмотря на те глобальные экономические проблемы, которые есть сегодня, тем не менее ситуация в нашей экономике, она в целом абсолютно стабильна, в ней нет ни кризисных, ни предкризисных ситуаций», -- сказал г-н Медведев.
Эта встреча была отмечена и очередным президентским афоризмом -- на сей раз в отношении Всемирной торговой организации. «ВТО -- это не морковка, это набор довольно сложных обязанностей, и если мы их принимаем, пусть делают это по-человечески, а не пугают нас", -- сказал Дмитрий Медведев. Заметив, что "эта тема сейчас приостановлена", президент, тем не менее, заявил, что "мы считаем правильным вступление России в ВТО, но на приемлемых для нас условиях".