Сегодня в Сантьяго пройдет экстренное заседание Союза южноамериканских наций (УНАСУР),
посвященное кризису в Боливии. Там в столкновениях между сторонниками правительства и сепаратистами в северо-западном приграничном департаменте Пандо за последние дни погибли не менее 28 человек. Президент Боливии Эво Моралес ввел в департаменте чрезвычайное положение и обвинил в поддержке сепаратистов посла США в Ла-Пасе Филипа Голдберга.
Президент председательствующей ныне в УНАСУР Чили Мишель Бачелет решила вмешаться в спор Боливии и США: «Мы не можем бездействовать перед лицом ситуации, которая вызывает у нас беспокойство». Главы десятка стран региона уже приветствовали инициативу г-жи Бачелет, оговорившись, что процессом урегулирования в Боливии должны управлять «законные власти боливийского государства». Вчера появились сообщения, что власти и оппозиция после восьмичасовых переговоров в Ла-Пасе пришли к мирному соглашению.
В основе противостояния в Боливии лежат экономические причины, пояснил «Времени новостей» директор Центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН Вадим Теперман: «Население основных районов производства углеводородов недовольно принятым Эво Моралесом законом в пользу обездоленного индейского населения центра страны, согласно которому приграничные районы лишаются ранее остававшихся в их казне 40% доходов от экспорта углеводородного сырья».
Пришедший к власти в 2005 году Моралес, индеец по происхождению, пообещал раздать своим последователям земельные наделы за счет урезания крупных ранчо и плантаций. Он назначил на 7 декабря референдум по новой конституции, которая позволит президенту централизовать власть, дать наделы безземельным крестьянам, а самому переизбраться на второй срок подряд. Оппозиция потребовала отмены плебисцита. С мая по июнь в наиболее развитых департаментах Боливии Санта-Крус, Пандо, Бени и Тариха, на долю которых приходится до 80% добычи углеводородов, главной статьи экспорта Боливии, несмотря на запреты властей, прошли референдумы об автономии. Большинство их участников высказались «за».
Вслед за высылкой посла США из Боливии аналогичную акцию предпринял главный союзник Моралеса в регионе президент Венесуэлы Уго Чавес, пожелавший американскому дипломату в Каракасе Патрику Дадди «сто раз отправиться в ад». К протестам присоединились президент Гондураса Мануэль Селайя, отложивший прием верительных грамот нового посла США Хьюго Лоренса «в знак солидарности с народом и властями братской Республики Боливия», и лидер Никарагуа Даниэль Ортега. Последний объявил, что «в знак солидарности с Боливией» он не сможет «сесть за один стол с президентом Бушем» в рамках открывающейся в Нью-Йорке Генассамблеи ООН. Белый Дом ответил высылкой послов Боливии и Венесуэлы и замораживанием счетов трех приближенных Чавеса, которых обвинил в связях с колумбийскими повстанцами.
Вадим Теперман полагает, что дипломатические демарши не приведут к фундаментальными сдвигам ни на континенте в целом, ни даже в отношениях отдельных стран с США: «Дело ограничится взаимным объявлением послов друг друга «персонами нон грата»». Что же касается сегодняшнего саммита в Сантьяго, то наш собеседник не склонен преувеличивать его значение: «Итогом станут призывы к диалогу, мирному урегулированию противоречий между правительством и мятежными департаментами, невмешательству во внутренние дела Боливии. Резких заявлений я не ожидаю».
«Президент Венесуэлы Уго Чавес не скрывал, что нынешний дружеский визит в его страну российских стратегических ракетоносцев Ту-160 и ожидающийся заход в порты российских военных кораблей задуманы в пику США», -- напомнил эксперт. Российское военное присутствие явно придало уверенности Чавесу, Моралесу и их единомышленникам, насторожив Вашингтон. Москва стремится восстановить в регионе свои позиции, утраченные после развала СССР. Тем временем, как заметил политолог из Группы исследования международной конъюнктуры при университете Сан-Паулу профессор Деметриу Маньоли, у США «нет какой-либо четкой политики на континенте». Но официальный представитель госдепа США Шон Маккормак с уверенностью заметил: «Не думаю, что у кого-либо возникает вопрос о том, кто является доминирующей военной державой в этом полушарии».